Вся информация на сайте предназначена только для специалистов кабельной отрасли, энергетики и электротехники.
+
 
Энергетика

Становление релеграда в Чебоксарах: события и люди

В 2011 г. исполняется 70 лет с того дня, как отечественный центр релестроения переместился из Харькова в Чебоксары. Здесь, к счастью, и остался. Релестроение — лаконичное название релейной защиты и автоматизации (РЗА) электроэнергетических систем — область науки и техники, лежащая на стыке электроэнергетики и электротехники.

В истории релеграда были свои знаковые события и свои действующие лица — если угодно, герои. Вспомним исторические вехи, придерживаясь хронологической последовательности и не забывая об активных участниках тех событий.

Ноябрь 1941 года. Прибытие в Чебоксары эшелонов с работниками и оборудованием ХЭМЗ — Харьковского электромеханического завода. Размещение производства на территории Чебоксарского педагогического института. Создание Чебоксарского электроаппаратного завода (ЧЭАЗ), работающего как на оборону, так и на энергетику страны. В числе прибывших в Чебоксары специалистов находились два релейщика высочайшего класса — к.т.н. А.М. Бреслер и Г.Ф. Эдельштейн. Первый чебоксарский релейщик с ученой степенью, выдающийся изобретатель А.М. Бреслер по праву считается основоположником чебоксарской школы релейной защиты.

1944 год. Изобретение А.М. Бреслером знаменитого реле сопротивления, вошедшего в учебники под названием «реле Бреслера», — родоначальника класса многофазных реле. Здесь впервые прозвучала идея концентрации в одном аппарате и в одном алгоритме всей имеющейся информации о состоянии защищаемого объекта.

1946—1959 гг. Установление прочных связей между ЧЭАЗ и научно-исследовательскими центрами страны, действующими в области электроэнергетики: головным проектным институтом и «Теплоэлектропроект», Всесоюзным НИИ электроэнергетики, пусконаладочной организацией ОРГРЭС, вузами — Новочеркасским политехническим институтом (НПИ) и Московским энергетическим институтом (МЭИ). В эти годы коллектив ЧЭАЗ пополнили молодые специалисты, выпускники различных вузов, быстро завоевавшие авторитет в релейной защите: В.И. Гринштейн (НПИ), впоследствии главный инженер ЧЭАЗ, В.А. Борисов (МЭИ), ставший вторым чебоксарским релейщиком — кандидатом наук, С.Б. Евстропов (МАИ), Б.И. Панфилов (МЭИ) и В.А. Сушко — выпускник Киевского политехнического института, третий кандидат наук. На заводе функционировало мощное специализированное конструкторское бюро по релейной защите и автоматике (СКБ РЗА), разрабатывавшее новую технику. Мало того, велись научные исследования, в основном силами релейной лаборатории, где был сосредоточен цвет творческой молодёжи. Возглавлял лабораторию незаурядный специалист и воспитатель кадров В.С. Алексеев.

В 1960 г. произошло событие исключительной важности, предопределившее дальнейшее развитие релеграда. На ЧЭАЗ состоялись Всесоюзное совещание и конференция по релейной защите, в работе которых принял активное участие тогдашний глава Чувашии С.М. Ислюков. Совещание обратилось к руководству страны с обоснованным ходатайством об открытии в Чебоксарах электротехнического НИИ и высшего учебного заведения электроэнергетического и электротехнического профиля. С.М. Ислюков воспринял обращение релейщиков как руководство к действию и добился претворения его в жизнь. В 1961 г. в Чебоксарах были открыты Чувашский электротехнический НИИ (ЧЭТНИИ), впоследствии Всесоюзный НИИ релестроения (ВНИИР), и Волжский филиал Московского энергетического института (ВФ МЭИ), ставший прародителем Чувашского государственного университета (ЧГУ). В структуре ЧЭТНИИ сразу же был предусмотрен релейный отдел. Его коллектив составили из сотрудников ЧЭАЗ. Возглавил отдел опытный конструктор З.Д. Кац, работавший до войны ещё на ХЭМЗ. Отдел состоял их трех бюро, которые возглавили С.Б. Евстропов, В.А. Борисов и В.И. Гринштейн. Филиалу МЭИ в плане релейной защиты повезло меньше. Как это ни удивительно, но в его структуру соответствующая специальность заложена не была. В 1967 г., когда создавался ЧГУ, положение можно было исправить, но первый ректор профессор С.Ф. Сайкин, механик-теоретик по образованию, о Чебоксарах как о релеграде ничего не знал. В дальнейшем говорил об этом с сожалением.

В 1960, 1961 и 1962 гг. ЧЭТНИИ и ЧЭАЗ получили мощную кадровую поддержку из разных вузов страны. Релейщики приезжали преимущественно из НПИ и Уральского политехнического института (УПИ). В 1960 г. из Новочеркасска прибыл специально отобранный десант из десяти выпускников. Некоторые стали известными специалистами: Ю.Н. Алимов, в будущем третий по счёту начальник релейного отдела ВНИИР, Ф.М. Розенблюм, создавший и возглавивший в релейном отделе лабораторию противоаварийной автоматики, Р.З. Розенблюм, ставшая главным конструктором ЧЭАЗ по РЗА, Г.Т. Глухенький, в будущем заместитель главного инженера ЧЭАЗ. Прибывшие из Новочеркасска в 1961 г. выдвинули из своих рядов заведующего лабораторией высокочастотных защит ВНИИР Л.А. Наделя, заведующего кафедрой ТОЭ ЧГУ В.М. Шевцова, руководителя конструкторского сектора релейного отдела ВНИИР И.С. Рутман. Из группы уральцев того года выдвинулся В.Н. Бочкарёв, пятый по счёту генеральный директор ВНИИР. Ещё семь молодых специалистов прибыли из Новочеркасска в 1962 г. Среди них А.М. Дмитренко, ныне доктор технических наук, В.И. Васинеж, ставший начальником отдела морских реле ВНИИР, Б.И. Стребуляев, будущий главный энергетик завода промышленных тракторов, А.Я. Романенко, главный инженер Энергосбыта Чувашэнерго. В 1963 г. прибыли посланцы УПИ и Ивановского энергетического института. Среди первых — Г.П. Варганов, занимавший все ключевые для релейной защиты должности на ЧЭАЗ: заведующий релейной лабораторией, главный конструктор по РЗА, а ныне — заместитель главного инженера. Среди ивановцев — Э.М. Шнеерсон, ставший в 1985 г. первым в Чебоксарах доктором технических наук по релейной защите, возглавлявший лабораторию дистанционных защит ВНИИР, кафедру электрических аппаратов ЧГУ, а с 1991 г. работавший в Германии в компании Сименс.

В последующие годы кадровый состав ЧЭАЗ и ВНИИР определялся Волжским филиалом МЭИ (ЧГУ), тем не менее НПИ и ИЭИ не оставили релеград без своей поддержки. Определённую лепту внёс Самарский политехнический институт (СПИ). В настоящее время видную роль в релеграде играют приехавшие в Чебоксары в конце 60-х и в 70-х годах Н.А. Дони и А.А. Шурупов (оба из НПИ), В.С. Шевелев (ИЭИ), В.С. Фурашов и М.Г. Линт (оба из СПИ). Из числа выпускников ЧГУ 70-х и 80-х годов особо следует отметить кандидатов наук А.М. Наумова, В.Н. Козлова, Н.С. Ефимова, В.А. Ефремова, В.А. Ильина, А.П. Арсентьева, В.Г. Степанова, В.А. Лаврененко, В.А. Матисона, А.А. Никитина, В.А. Костерина, Л.Ф. Борисова, докторов наук Г.М. Михеева и В.С. Генина.

В годы перестройки на долю ЧЭАЗ и ВНИИР выпали суровые испытания. В конце 80-х и начале 90-х годов мировые концерны АББ, Сименс, Швейцер, Арева начали переводить своё релестроение на микропроцессорную технику. Чебоксарские релейщики по объективным причинам запаздывали. Отсутствовала передовая электронная база, не доставало квалификации. Оживились конкуренты, в первую очередь зарубежные, но зародились и внутренние, в известных научных и промышленных центрах: Петербурге, Зеленограде, Черноголовке. Статус Чебоксар как релеграда оказался под угрозой. Но чебоксарские релейщики не собирались сдавать завоёванные позиции. Инициатива забила ключом. Стали интенсивно создаваться научно-производственные предприятия (НПП). Первое — НПП «Динамика» — было создано сотрудниками кафедры электрических аппаратов ЧГУ, выходцами из ВНИИР, в 1990 г. Второе — НПП «Экра» — учредили в 1991 г. работники релейного отдела ВНИИР, участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Третье — НПП «Бреслер» — создано в 1992 году сотрудниками кафедры ТОЭ ЧГУ совместно с двумя специалистами релейного отдела ВНИИР. Название отразило всю меру уважения к нашему видному коллеге и земляку. Все три новых предприятия незамедлительно приступили к разработке микропроцессорных устройств релейной защиты и автоматики, средств их отладки, цифровых регистраторов аварийных событий. В те годы активно дискутировался острый вопрос: смогут ли существующие предприятия извлечь пользу из появления в стране новых предприятий, создаваемых совместно с мировыми концернами. Большинство чебоксарских специалистов склонялось к мысли, что без сотрудничества с крупнейшими мировыми производителями релейной защиты не обойтись, а сказавши «а», следует говорить «б» и способствовать созданию совместного предприятия в Чебоксарах. Осенью 1992 г. делегация релейщиков ВНИИР и ЧГУ выезжала в Москву на переговоры с полномочной группой менеджеров компании АББ, приехавших из Швейцарии и Швеции. Зарубежные коллеги в ту пору подыскивали место для предприятия в окрестностях Москвы или Петербурга, руководствуясь двумя критериями — наличием специалистов и близостью к международному аэропорту. В ходе переговоров удалось убедить их в том, что по первому критерию Чебоксары обладают бесспорным преимуществом. Со вторым критерием дело обстояло намного сложнее, и всё же окончательное решение было принято в пользу Чебоксар. ООО «АББ Реле-Чебоксары» открылось в 1994 г. (ныне «АББ Силовые и Автоматизированные Системы»). С этого времени начался процесс перехода релейной защиты и автоматики российских энергопредприятий на микропроцессорную технику. Чебоксарские релейщики проходили стажировку на предприятиях концерна АББ в Швеции, Финляндии и Швейцарии. Иностранные специалисты знакомились с Чебоксарами. С интересом узнали о серьёзном заделе в области теории микропроцессорных защит и цифровой обработки сигналов, накопленном в Чебоксарах. В 1995 г. в шведской компании АББ (г. Вастерас) чебоксарцы провели научный семинар и получили приглашение к проведению совместных научных работ. Второй семинар, прошедший там же в 1999 г., продемонстрировал ещё раз большие возможности чебоксарской школы релейной защиты. Сотрудничество с Вестерасом привело к созданию в Чебоксарах сильной исследовательской группы, учредившей в 2001 г. новое предприятие — исследовательский центр (ИЦ) «Бреслер», который приступил к серийному производству собственных разработок.

Однако мы забежали вперёд. Необходимо вернуться на десятилетие и сказать о проявившейся в то время серьёзной кадровой проблеме. Выпускники вузов с профильной подготовкой по релейной защите в Чебоксары более не приезжали, а своих релейщиков ЧГУ, как уже говорилось, не готовил. Ненормальное положение удалось исправить только в 1995 г. Первый набор на специальность «релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем» состоялся в 1996 г., но к тому времени благодаря поддержке директора технического института ЧГУ профессора В.А. Щедрина удалось сформировать из студентов других специальностей группы 2-го, 3-го и 4-го курсов. Выпуск специалистов был поручен наиболее подготовленной для этого по профилю научной работы кафедре ТОЭ, которая стала называться ТОЭ и РЗА. Её возглавил директор Чебоксарской ГЭС, выпускник кафедры РЗА МЭИ Г.А. Дробиков, много сделавший для материального оснащения кафедры и благополучия её студентов. Первый выпуск инженеров-релейщиков состоялся в 1998 г., первый выпуск магистров по программе «автоматика энергосистем» — в 2001 г. К 2011 г. десять выпускников специальности стали кандидатами технических наук. Самый молодой — в 24 года. Наконец-то, впервые за 70 лет, учёную степень получила чебоксарская релейщица. Оба достижения принадлежат нашим выпускникам супругам Андрею и Ирине Подшивалиным.

Быстрой профессионализации студентов-релейщиков в Чебоксарах способствует их непрерывная стажировка на предприятиях, которая начинается обычно на втором-третьем курсах, но иной раз уже и на первом. Очень полезными оказались стажировки студентов в Швеции, в компании АББ. Неоценим как приобретённый там технический опыт, так и практика общения на английском языке.

В 90-х годах в Чебоксарах предпринимались попытки объединить релейщиков для совместного продвижения в наиболее трудных направлениях. В январе 1991 г. была проведена всесоюзная конференция «Современная релейная защита», собравшая представителей всех союзных республик. В 1996 г. было создано некоммерческое партнерство «Чебоксарский центр РЗА», объединившее ЧЭАЗ, ВНИИР, АББ Реле-Автоматику, ЭКРУ, Бреслер, Динамику, Реон-Техно. Директором стал Г.П. Варганов, сопредседателями научно-методического совета — Н.А. Дони, Ю.Я. Лямец и Г.С. Нудельман. В 1997 г. партнерство провело в Чебоксарах представительную международную конференцию, собравшую более 200 участников, в том числе из ряда зарубежных стран. К сожалению, внутренняя конкуренция породила центробежные силы, разрушившие наметившуюся было тенденцию к сплочению. Стремление к сотрудничеству разработчиков релейной защиты между тем осталось, но теперь оно осуществляется в рамках СИГРЭ — международного альянса по большой энергетике со штаб-квартирой в Париже, где и проходят по чётным годам всемирные энергетические конгрессы. По нечётным годам собираются коллоквиумы и конференции отраслевых комитетов СИГРЭ. Комитет Б5 ведёт релейную защиту. От России в его состав входит наш выпускник, уже упоминавшийся А. Подшивалин. Начиная с 1999 г., чебоксарцы выступали с докладами на всех коллоквиумах комитета Б5: во Флоренции, в Сибиу (Румыния), Сиднее, Калгари (Канада), Мадриде, Чеджу (Южная Корея).

В России функционирует национальный комитет СИГРЭ. Под эгидой комитета издаётся журнал «Релейщик» и проводятся международные конференции по релейной защите. Первая такая конференция прошла в Чебоксарах в 2007 г., вторая — в Москве в 2009 г. Третья состоялась в конце мая 2011 г. в Санкт-Петербурге.

Будущее чебоксарского релеграда выглядит оптимистичным. Его годовой оборот исчисляется многими миллиардами рублей. Но это не повод для самоуспокоенности и благодушия. Скорее повод задуматься над тем, как удержать в Чебоксарах самых талантливых выпускников школ, привлечь их в отрасль, ставшую чебоксарским брендом, и пробудить в них профессиональный энтузиазм, которым всегда были преисполнены релейщики старших поколений.

Обсудить на форуме

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl + Enter

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно