Вся информация на сайте предназначена только для специалистов кабельной отрасли, энергетики и электротехники.
+
 
Предприятия отрасли

Растём вместе с Москвой

— Андрей Викторович, что представляет собой МОЭСК на современном этапе? Чем она отличается от других компаний? Какие основные проблемы и задачи стоят перед коллективом?

— МОЭСК входит в тройку крупнейших межрегиональных распределительных компаний Российской Федерации. Есть аналогичные крупные компании в Сибири и на Урале. Они владеют не столь большим количеством сетей, как МОЭСК, но обеспечивают электроэнергией большой промышленный комплекс. МОЭСК, в свою очередь, придаёт электроэнергию большому количеству потребителей самого разного уровня и проводит колоссальную работу по технологическому присоединению новых клиентов. Мы также входим в тридцатку крупнейших в нашей стране системообразующих предприятий. Оперируем на территории города Москвы и Московской области, являясь при этом естественной монополией. Это накладывает на компанию особую ответственность, к нам предъявляются требования, свойственные естественным монополиям. В частности, МОЭСК работает на условиях публичного договора. Мы обязаны в меру своих технических возможностей присоединить к сетям каждого обратившегося и впоследствии обеспечить его надёжным электроснабжением. Это наше почётное право и обязанность.

— Всегда ли удовлетворены вашей работой потребители?

— Для нас лучшее признание — когда потребитель о нас не вспоминает. Значит, с электроснабжением всё в порядке. А вот когда в системе происходит сбой, тогда и возникает вспышка внимания. И, чтобы такие моменты свести к минимуму, в МОЭСК разработана взвешенная стратегия развития. В ней большое внимание уделено публичным целям, которые должны быть понятны каждому нашему сотруднику, от монтёра до топ-менеджера. Поясню. Принимая решения на любом уровне, наши работники руководствуются общей задачей: обеспечить надёжное электроснабжение потребителей. То есть каждый на своём месте обязан просчитать, какие последствия повлечёт за собой то или иное решение.

— На территории Москвы кроме МОЭСК работает много небольших сетевых компаний. Чувствуете ли вы конкуренцию с их стороны?

— После реформирования электроэнергетики на этом поле появилось много разных игроков, много желающих не только строить сети, но и управлять ими. Убеждён, что это ничего хорошего не даст для энергетики в целом. Напомню, что в ходе реформирования электроэнергетики государство выделило сетевой комплекс в естественную монополию. В сфере управления сетями не может быть конкурентного рынка. По нашему мнению, собственники у сетей могут быть разные, но управлять ими должна одна рука. Российский сетевой комплекс создавался как единая, целостная система, и он должен таким оставаться. Кроме того, все затраты на электроэнергию вложены в тариф, который оплачивают потребители. Удельный тариф МОЭСК значительно ниже, чем тариф любой новой компании, пришедшей на рынок передачи электроэнергии, потому что в МОЭСК работает эффект масштаба. Условно постоянные издержки на единицу мощности у нас меньше, чем у кого-либо. Это объективная ситуация — мы оперируем на большой территории. Мелкие компании, пришедшие в сетевой бизнес, сталкиваются с необходимостью административных и иных расходов. То есть они изначально несут большие затраты, чем МОЭСК, и намерены их вернуть через тариф. С другой стороны, когда дело касается управления такой сложно замкнутой сетью, как московская, то совершенно очевидно, что тут должен быть один диспетчер и один ответственный субъект, отвечающий за безопасность энергоснабжения потребителей. Очень важно сохранить вертикаль оперативно-диспетчерского управления на всех уровнях энергосистемы. Это особенно важно в форсмажорных ситуациях. Вспомним ледяной дождь в Подмосковном регионе в канун 2011 года. Это было серьёзнейшее испытание для МОЭСК. И компания его выдержала только за счёт оперативной мобилизации всех необходимых ресурсов.

— Москва — быстрорастущий регион. Расскажите об основных объектах инвестиционной программы МОЭСК на 2011—2016 годы.

— Наша цель — работать на опережение. В компании разработана программа развития электросетей до 2020 года, которая увязана с социально-экономическим развитием Москвы и Московской области. В ней предусмотрены все перспективные техприсоединения (ТП). Это очень чувствительная тема. Создать схему электротехнических присоединений — дело сложное. Напомню, что законодательство в области техприсоединения менялось несколько раз. Последние изменения произошли совсем недавно. В соответствии с ними потребитель теперь платит только за последнюю милю. Всё остальное финансирует сетевая структура. И здесь нередко возникает двойственная ситуация. Допустим, потребитель получил в соответствии со своими запросами новые подключения, а бизнес не пошёл, то есть электроэнергия не покупается. Но ведь мощности под нового потребителя уже созданы, их содержание требует постоянных затрат, которые в конечном счёте оплачивает сетевая компания. В результате получается, что потребитель имеет право на ошибку, а МОЭСК — нет. В связи с этим мы выступаем за сбалансированный подход в области технологического присоединения. Напомню, что на заре построения рынка дискутировался вопрос о принципах ТП. Тогда решали, за что должен платить потребитель — за весь каскад подключений либо только за «последнюю милю»? Мнения энергетиков и потребителей по этому поводу сильно расходились. Но я и сейчас считаю: если бы заказчик оплачивал всю цепочку присоединения и не перекладывал расплату за свою ошибку на чужие плечи, он, наверное, более ответственно относился бы к созданию новых объектов энергопотребления, точнее оценивал перспективы своего бизнеса, тщательнее просчитывал экономику.

— Хотелось бы узнать вашу точку зрения относительно действующего порядка формирования и корректировки генерального плана развития города, схемы и программы развития распределительных электрических сетей. Какие здесь есть проблемы и преимущества?

— Столичный регион — уникальный по всем своим параметрам. Я долгое время проработал в Иркутскэнерго, теперь работаю в МОЭСК. Мне есть с чем сравнивать. В Москве предельно высока плотность потребителей, а значит, и распределительных сетей. Это приводит к тому, что сети напряжением 6—10 кВ уже не справляются с тем уровнем нагрузок, которые способны удовлетворить спрос. Им на смену приходят сети 20 кВ. Точно так же изживают себя сети напряжением 35 кВ в Московской области и 110 кВ в Москве. Они будут заменены на сети более высокого напряжения. Мы неоднократно поднимали этот вопрос в столичном правительстве. И оно адекватно отреагировало на ситуацию, со вниманием отнеслось к нашим предложениям. МОЭСК совместно с научными организациями и проектными институтами разработала схему перевода сетевого комплекса на более высокий уровень напряжения с учётом того, что в Москве остро стоит проблема территориального ограничения при значительном росте энергопотребления. Чтобы получить от модернизации электросетевого хозяйства желаемый эффект, мы планируем внедрять новое оборудование и инновационные технологии, использовать менее энергоёмкую и более надёжную технику. Одна из серьёзных задач — перевод подстанций 110 кВ на напряжение 220 кВ. Создаём системы управления реактивной мощностью. Достаточно вспомнить, что авария на подстанции Чагино, приведшая к блэк-ауту в 2005 году, произошла именно из-за несбалансированности реактивной мощности, которой в Москве сегодня избыток. Для решения проблемы МОЭСК создаёт перспективную программу с чётко прописанными механизмами реализации. Мы ведём работу по созданию вставок постоянного тока. Это инновационные и достаточно дорогие устройства, которые в Москве до сих пор не применялись.

В целом МОЭСК решает в столичном регионе системные проблемы. Это сложная и очень ответственная задача. Энергосистема мегаполиса должна работать надёжно, в этом — главная миссия МОЭСК.

— Сейчас перед сетевыми компаниями стоит задача построения «интеллектуальных сетей». Насколько это реально в условиях России и, в частности, Московского региона? Чем наша идеология построения «умных сетей» отличается от западной, и в чём мы схожи?

— Сейчас много говорят об «умных сетях», но, как показывает практика, каждая страна и компания вкладывают в это понятие свой смысл. МОЭСК плотно занимается вопросами интеллектуализации сетей. Первый этап в этой непростой и невероятно интересной работе — установка интеллектуальных приборов учёта, объединение этих приборов, создание системы оперативных расчётов с потребителями. МОЭСК серьёзно занимается проблемой снижения сетевых потерь, которые сегодня составляют 11,15%, тогда как в ведущих столицах мира этот показатель не превышает 6—7%.

Мы разработали программу снижения потерь до 2015 года. К этому времени планируем сократить их до 9,5%. Это очень амбициозная задача, ведь мы заметно опережаем параметры, заложенные в энергетической стратегии России. Достичь поставленной цели можно только при использовании инновационных подходов и технологий.

Кроме того, по поручению мэра Москвы и министра энергетики РФ, мы проработали вопросы реализации пилотных участков Смарт Грид в г. Щербинка и в районе застройки Люберецких полей аэрации. В этих автономных энергорайонах мы намерены применить весь комплекс Смарт Грид. Будут установлены системы телеизмерения, телеуправления, телемеханизации. Применён Смарт Митеринг, компьютерные системы управления отключениями, — это когда мы, принимая информацию из разных источников, что где-то что-то произошло, быстро направляем туда бригаду либо локализуем аварию. С внедрением «умных сетей» мы планируем за два года выйти на снижение потерь до 9% и вдвое сократить время, необходимое для восстановления сетей в случае аварий.

— На каком этапе реализации идеи вы находитесь?


— Разработана концепция, ведутся торги. Идёт процесс детального знакомства с подрядчиками. Мы планируем привлечь к работе Московскую энергосбытовую компанию, чтобы при её непосредственном участии решить вопрос стимулирования потребителей к пользованию электроэнергией по дифференцированному тарифу. Пока ещё мы недооцениваем элемент информирования населения и визуализации потребления. А ведь каждый хозяин сегодня задумывается: почему я столько плачу за электроэнергию? Что лично я могу сделать, чтобы сократить расходы? Сколько я буду платить, если буду потреблять электроэнергию в ночное время суток? Например, в Королёвских сетях запустили счётчики предоплаты за электроэнергию. Благодаря этому потребитель видит, куда и за что утекают деньги, за что конкретно он платит. При дифференцированном тарифе потребитель может планировать свои расходы, экономить на грамотном использовании электричества. Например, включать стиральные машины ночью, а не в часы пиковых нагрузок. Для МОЭСК это очень важно, потому что позволяет не создавать избыточные мощности под пики потребления. Весь мир озабочен уплотнением графика нагрузки, рациональным его использованием. МОЭСК тоже стремится к тому, чтобы при росте энергопотребления не увеличивать потолок нагрузок.

В МОЭСК плотность графика нагрузки составляет 0,65 с учётом холодной зимы. Это означает, что основной график энергопотребления значительно ниже пика. Но ведь именно под пик мы должны поддерживать мощности. Поэтому остро встаёт вопрос о перераспределении нагрузок. В рамках этой идеологии МОЭСК разработал совершенно новый проект — создание инфраструктуры для электротранспорта.

— Насколько это реально в российских условиях?


— В столичном регионе — вполне реально. Мы не можем игнорировать мировые тенденции и тот факт, что москвичи будут покупать электротранспорт. Сейчас пробеги электромобилей стали очень высокими — 200, а то и 400 километров. Это означает, что в пригородах электромобили тоже могут активно использоваться. Электромобиль можно зарядить дома, что не требует создания специальной инфраструктуры, съездить на нём на работу и вернуться домой. Такая схема будет работать. Но что дальше? А дальше появится спрос на промежуточные заправки в городе. Значит, потребуется создание сети заправочных станций. И МОЭСК намерена управлять этим процессом. Мы планируем разработать стандарты, дать возможность потребителям управлять нагрузкой, развивать инфраструктуру. Тот, кто захочет управлять этими заправками, потребует от нас дополнительных мощностей. Считаем, что должен существовать гибкий график нагрузок. Нужны разные заправки: и работающие только ночью, и экспресс-заправки, где можно «залить бак» за 15 минут. Особенно важен этот сегмент в случае развития городского общественного электротранспорта. Уже сейчас мы хотим отработать перспективную ситуацию, посмотреть, что и как происходить в секторе электромобилей. Возможно, придётся использовать накопители электроэнергии, чтобы не «резать» график пиковых нагрузок. У нас для этого есть проект по накопителям большой мощности и т.д.

— Это дорогой проект?

— Технологии будут удешевляться. Во всяком случае, в мире такая тенденция чётко определилась. А потом, создание электромобилей связано не только с развитием новых технологий, оно несёт огромную социальную нагрузку, позволяет по-новому взглянуть на экономику. Например, американцы, построив накопитель мощностью 750 кВт, остановились на этом. Потому что строить более мощные батареи — не экономично. Для России, привыкшей к гигантскому размаху и любящей мегапроекты, опыт американцев очень полезен. Ведь так важно не проскочить ту грань, за которой экономика начинает работать не на тебя, а против. Всё должно быть в пределах разумного.

Инновации МОЭСК применяет не только в технической области, но и в сфере организации труда. Мы большое внимание уделяем мотивации труда, визуализации, организации рабочего места. Оно должно быть организовано так, чтобы специалист меньше уставал, меньше допускал ошибок. В электроэнергетике ошибки влекут за собой большие последствия. Надёжная работа компании зависит от надёжной работы каждого конкретного человека.

— Важнейшая составляющая сетей нового поколения — формирование интеллектуального центра управления сетями. Какое значение этот центр имеет для обеспечения надёжного и эффективного управления технологическими процессами в сетях МОЭСК?

— Начну с того, что столичные сети с каждым годом становятся всё сложнее. Процесс управления ими тоже усложняется. Рассчитывать эффективность работы при отключениях и авариях становится всё труднее. В связи с этим появилась и необходимость максимально автоматизировать некоторые процессы управления. Сейчас при возмущениях, переключениях всё зависит от человека: как он просчитал, что будет делать. Современные системы позволяют советовать специалисту, как правильнее поступить. Либо, не спрашивая диспетчера, провести переключения. Эта тенденция прослеживается во всём распределительном комплексе. Но для этого подстанции должны быть оснащены системами телемеханики. В столичном регионе телемеханикой обеспечены не все подстанции, но к 2015 году она будет установлена повсеместно. Центры управления сетями есть в каждом филиале МОЭСК.

Современные системы управления — это полноценный советчик диспетчера. Они позволяют предугадывать, что будет происходить в системе через какое-то время, что нужно включить или отключить.

Компьютерная система способна просчитать экономичный режим с точки зрения минимальных потерь, или наиболее высокую надёжность. Этот искусственный интеллект и должен будет служить человеку.

— Как МОЭСК осуществляет взаимодействие с другими субъектами электроэнергетики (ОАО «СО ЕЭС», ОАО «ФСК ЕЭС», иными сетевыми организациями) в процессе формирования перспективных планов развития сетей, подготовки и согласования инвестиционных программ? Каковы ваши предложения по оптимизации работы?

— Энергетики хорошо знают, в какой сфере они работают, и понимают цену вопроса. Поэтому между субъектами энергорынка обязательно заключаются соглашения о взаимодействии. И если есть зоны, не урегулированные законодательством, то они регулируются в рамках двусторонних договоров. Все инфраструктурные решения согласовываются с Системным оператором и в зоне границ с ФСК, а также с другими компаниями, работающими на электроэнергетическом рынке столицы и региона. Мы тесно сотрудничаем с правительством Москвы, знакомы с концепцией долгосрочного развития мегаполиса. Если в каком-то районе планируется строительство дорог, мостов, метрополитена, мы своевременно должны убрать объекты электроэнергетики, перенести их на другие площадки, причём так, чтобы потребитель не испытывал неудобств. Мы ориентированы на развитие региона. Но при этом чётко ориентированы на цену вопросов. Она должна быть взвешенной. Спонтанные траты недопустимы. Заранее должны знать, что планирует руководство мегаполиса в столице. Сейчас мы совершенно чётко видим, что правительство Москвы сфокусировалось на строительстве метро. Задача МОЭСК — обеспечить метрополитен дополнительной электросетевой инфраструктурой. И мы её выполняем, хотя порой возникают и споры, и дискуссии. Но в целом все вопросы решаются в рабочем, причём конструктивном, порядке.

— Президент России объявил о создании в Московском регионе Международного финансового центра. Как в связи с этим будет скорректирована инвестпрограмма МОЭСК?


— С идеей сооружения Международного финансового центра МОЭСК знакома давно. Ещё до публичного заявления президента мы обсуждали этот вопрос в Минэкономиразвития и Минэнерго. Для нас очевидно одно: Москва будет разрастаться. Пока рассматриваются планы продвижения мегаполиса на юг. Там активизируется строительство, а значит, потребуются новые мощности и новые объекты энергоснабжения. Мы прорабатываем вопросы электроснабжения. Вариантов много. Наша задача — найти оптимальные решения, чтобы они были приемлемыми и не очень дорогими.


Беседовала Людмила Юдина

Обсудить на форуме

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl + Enter

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно
Премьера. Оператор X
+