Вся информация на сайте предназначена только для специалистов кабельной отрасли, энергетики и электротехники.
+
 
Энергетика

Эгоизму здесь не место

Конференция «Сети и сбыт: общая ответственность за энергоснабжение потребителей», организованная Некоммерческим партнерством генерирующих поставщиков и энергосбытовых компаний (НП ГП и ЭСК), проходила бурно: у участников накопилось много вопросов и претензий друг к другу. Между тем к обеим сторонам имеются серьёзные претензии у потребителей. Прежде всего они касаются уровня тарифов. Об этом сообщил министр энергетики РФ Сергей Шматко, чьё появление на мероприятии оказалось полной неожиданностью для собравшихся. Мало кто рассчитывал, что министр примет приглашение Холдинга МРСК и «НП ГП и ЭСК», отложит дела и придёт на столь неоднозначную встречу.


«ЖИРНЫЕ КОТЫ» И «НЕУТОМИМЫЕ ФОКУСНИКИ»


Министр притушил градус взаимных обвинений, заявив, что переложить собственные неувязки и недопонимание в потребительский тариф не удастся. Он также отметил, что в сфере потребления энергии сложилась очень серьёзная ситуация.

— Во взаимоотношениях сетевых и сбытовых компаний существует большое количество проблем, — отметил министр. — Они во многом связаны с тем, что каждая сторона трактует существующее законодательство по-своему. Но сейчас мы пытаемся навести порядок в этой области. Необходимо включить эффективные рычаги регулирования данного бизнеса.

— Прежде всего нужно навести порядок в тарифообразовании, — подчеркнул С. Шматко. — То, что сейчас происходит на рынке, вызывает недоумение. В отдельных регионах страны рост цен в 2011 году составил 30, 50 и даже 80%. Никакой цивилизованный, никакой либерализованный рынок при таких ценовых фокусах функционировать не может.

— Мы не хотим шоковой терапии для нашей экономики, — заявил С. Шматко. — Необходимо исключить любые возможности для спекуляций и наживы на электроэнергетическом рынке. Это очень важная вещь, потому что ситуация в энергетике из экономической сферы переходит в социальную и политическую области.

В регионах уже появились организованные группы, вроде объединений предпринимателей и всевозможных ассоциаций, которые пытаются влиять на деятельность электроэнергетических компаний. Они утверждают, что реформа электроэнергетики в стране провалилась, модель рынка не заработала. Она является грабительской, эгоистической и не отвечает интересам страны. Поэтому необходимо вернуться к дореформенной модели энергетики и полному государственному регулированию отрасли. Самое опасное, что такой вариант развития вполне возможен. Причём сами энергетики способствуют развороту к прошлому, погрязнув во взаимных обвинениях и не пытаясь наладить конструктивный диалог. «Вчера я общался с руководителями генерирующих компаний, которые заявили, что сбытовые компании — это жирные коты, создавшие непрозрачный бизнес в регионах и гребущие деньги лопатой», — досадовал министр.

Такое мнение сложилось в результате большого количества мифов, окружающих сбытовую область, считает генеральный директор ОАО «Русэнергосбыт» Михаил Андронов. Главный миф состоит в том, что гарантирующие поставщики — главная причина роста цен на электроэнергию. Между тем сбытовая надбавка очень низка и составляет всего 3%. Это ниже, чем рост инфляции и сетевые надбавки. Сбыт — это гонец, который приносит плохие новости потребителям: вот, ребята, с этого года тарифы вырастут на 20% и пр.

Ряд мифов связан с тем, что ГП — это исключительно перепродавцы, которые непонятно чем занимаются. А работа сбытов заключается в огромном количестве договоров и выстраивании взаимоотношений с потребителями и поставщиками. Но мы можем и должны делать намного больше и быть более полезными рынку и потребителям. В целевой модели розницы ГП должны стать трейдерами в полном смысле этого слова. Мы должны быть той компанией, которая заключает договоры, страхует риски, ищет инвесторов для генераторов, работает на то, чтобы электроэнергия в конечном итоге была дешевле. Это замечание ещё раз подтвердило, насколько важно сторонам знать, кто чем занимается на самом деле, и, если возникают какие-то вопросы, решать их сообща.

На этом заострил внимание и министр. «Хочу донести до вас одну простую мысль, — сказал он. — Люди, работающие в электроэнергетике, должны объединиться и защитить свой бизнес, ту модель, которая сложилась в результате реформирования РАО ЕЭС и по которой мы все сегодня работаем». С. Шматко также отметил, что задача энергетиков — очистить ряды от недобросовестных участников рынка, консолидировать усилия по повышению эффективности бизнеса и выстроить справедливую систему взаимоотношений как между собой, так и с потребителями. Ответственность за это должны взять на себя и НП ГП, и ЭСК, и каждая энергетическая компания в отдельности. Возможно, возникнет необходимость принятия определённого Кодекса поведения на энергорынке. Это не регулирование, а правила общежития, которые все должны неукоснительно выполнять.


ТЯЖЁЛАЯ НОША


Кроме отношенческих, перед электроэнергетиками стоят и большие технологические задачи. Так же перед всеми компаниями — генерирующими, сетевыми, сбытовыми — стоит задача обеспечения выхода на макроэкономические показатели роста цен на территории страны — не более 15%. Это общая планка. Требования к электроэнергетикам государство предъявляет жестокие. В последний день марта с. г. вышло Постановление правительства по оптовому рынку. В нём есть ряд положений, которых не было в проекте постановления. В частности, регионам поручено произвести изменения в своих тарифных решениях и обеспечить снижение регионального фактора роста цен до 15%. Это поручение напрямую касается деятельности электросетевых и сбытовых компаний. Поэтому данным компаниям необходимо наладить максимально тесное сотрудничество с региональными администрациями.

— Я провожу селекторные совещания с главами Федеральных округов и могу сказать: они работают очень активно, — подчеркнул министр. — И если раньше они пытались отсидеться, только показывали на нас пальцем, обвиняя в росте тарифов энергетиков и либерализацию оптового рынка, то теперь поняли, что это далеко не так. Есть много «чудес», связанных с регулированием цен в регионах. Они готовы конструктивно работать с поставщиками энергии, и этот шанс нельзя упустить. Мы с вами понимаем: 2011 годом ситуация со снижением тарифов не закончится. В 2012-м можно ожидать активизации самых разных действий в социальной сфере. В стране растёт мощное социальное недовольство. Оно связано с тем, что люди не знают, как формируется цена на электричество. Поэтому надо организовать ликбез для потребителей, широко используя для этого средства массовой информации. Несомненно, в дальнейшем мы выйдем на новое повышение цен. Но людей нужно к этому подготовить, чтобы не получить неуправляемого противодействия. Прошу Холдинг МРСК и НП ГП передать в Минэнерго предложения по организации ликбеза в РФ.

Еще одна тяжёлая проблема в стране — неплатежи. На розничном рынке электроэнергии накопленная задолженность составляет 130 млрд руб. Этот груз лежит на плечах сбытовых компаний.

С другой стороны, важным политическим вызовом является рост стоимости электроэнергии в сельском хозяйстве. Раньше аграрии получали электричество по регулируемым ценам, пользовались особым вниманием. Но в результате реформирования РАО ЕЭС ситуация изменилась. Теперь они получают платежки за потреблённую электроэнергию с 50—80-процентным ростом цен.

Мы провели анализ по регионам. И выяснили: в масштабах страны, чтобы просубсидировать разницу между 15-процентной границей роста цен и реальным ростом тарифов, потребуется 2,9 млрд руб. Пустить дело на самотёк невозможно — получим неуправляемую политическую ситуацию в стране. Но откуда брать деньги? Вопрос больной, потому что нужно прежде всего решить проблему с неплатежами. Необходима системная работа в этой области, поскольку только она может гарантировать отсутствие ценового всплеска и позволит привлечь достаточно средств, необходимых для реализации отраслевых модернизационных программ.

Отдельного внимания требует тема территориальных сетевых компаний — ТСО. Именно на этих компаниях лежат основные неплатежи по потерям. В предыдущие годы государство допустило неконтролируемый рост ТСО на территории страны. Сегодня в Московской области действует 240 ТСО, в Тюменской — 100, в Свердловской — более 200. Деятельность этих компаний непрозрачна, а зачастую сомнительна. Большие вопросы вызывает экономика ТСО. Рост тарифов здесь может составлять сотни процентов. И этому надо положить конец. Ориентирами в деятельности ТСО должны быть показатели МРСК.

С. Шматко высказал предложение создать некоммерческие партнёрства для ТСО. И добиться, чтобы местные ТСО в эти партнёрства шли. Задача — поднять квалификационную планку для этих компаний, создать условия, при которых они смогут обращаться в местные РЭКи (к слову, сейчас Минэнерго вводит в РЭКи представителей ФАС для более чёткого регулирования) за тарифами и соответствовать требованиям, установленным на электрорынке. Это не попытка зарегулировать бизнес или убить частную инициативу. Распределительные сети — объективно неконкурентный сектор. Две сети рядом никто строить не будет. Поэтому монополисты порой ведут себя по отношению к потребителям просто неприлично. Ситуация подсказывает, что в распределительном секторе необходимо навести порядок, и министерство готово взяться за работу очень жёстко. «Мы пронумеруем все ТСО, посчитаем, затребуем всю необходимую информацию и будем осуществлять за ними контроль, и будем с ними работать либо отказываться от них», — пояснил министр. В заключение С. Шматко подчеркнул, что ситуация в электроэнергетике складывается непростая. В решении наболевших проблем он особенно рассчитывает на поддержку электросетевого комплекса, который всегда был социально ответственным перед потребителем и перед государством. Министр также выразил надежду, что энергетики откажутся от взаимных обид и смогут наладить конструктивную работу, которая в конечном счёте спасёт реформу и сложившийся энергокомплекс от лишних потрясений.


ДАТА ТРЕБУЕТ УТОЧНЕНИЯ


Заместитель директора Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития РФ Павел Шпилевой остановился на вопросах регулирования сетевого комплекса. Он подчеркнул, что в этой сфере позиция Минэкономразвития не всегда совпадает с позицией Минэнерго и ФСТ. Сетевой комплекс должен максимизировать добавленную стоимость для потребителей, чтобы полученный капитал эффективно инвестировать в формирование долгосрочных тарифов. Что, в свою очередь, подразумевает создание технологий для снижения потерь, операционные расходы и улучшение сервиса потребителей.

На сегодняшний день переход на долгосрочное регулирование тарифов более чем на 50% завершён. При этом макроэкономические ограничения не были соблюдены. Задачи надёжности и качества доминировали над макроэкономическими ограничениями, что отразилось на росте тарифов. Это неправильно, потому что экономика не всегда может оплачивать создание новых, надёжных сетей. В тарифообразовании необходимо в первую очередь учитывать, посильный ли груз ложится на экономику, сумеет ли она выдержать цены, предложенные энергетиками?

Переход на RAB-регулирование повлечёт за собой изменения в структуре деятельности малых сетевых компаний. Они вынуждены объединиться, чтобы перейти на методику RAB. Целевая модель в конечном итоге должна оказаться такой — одна сетевая компания в одном регионе. Консолидация малых компаний должна происходить только на экономической основе, без использования административного ресурса. Объединение возможно при соблюдении двух условий: во-первых, затраты малых сетевых компаний должны быть не выше, чем в Холдинге МРСК. Во-вторых, необходимо определиться с местными налогами. Известно, что регионы стараются как можно больше денег содрать со своих компаний, увеличивая на них налоговую нагрузку, тогда как предъявить те же требования к Холдингу МРСК они не в состоянии. Устранив эти две проблемы, мы получим возможность при переходе на RAB ввести для малых сетевых компаний ограничения на темпы роста тарифов до 7—8% в год (а не 100 и выше, как сейчас) и зафиксировать такое положение на длительный период времени.

Что касается повышения надёжности и качества энергоснабжения потребителей, на которые нацеливает методика RAB, то здесь ситуация тоже требует серьёзной оценки. В большинстве случаев показатели надёжности и качества сетевыми компаниями установлены формально. Только в четверти регионов они нацелены на улучшение энергоснабжения потребителей. А в ряде регионов параметры RAB вообще отсутствуют, что является прямым нарушением законодательства.

Компании должны научиться правильно измерять показатели и ориентировать их на потребителя. Приступая к реализации своих инвестпроектов, энергетики также должны задумываться: а что это даст потребителю? И вот тут нужен активный, грамотно выстроенный диалог. Бесполезно говорить с потребителем про километры сетей, про износ и миллиарды рублей, требуемых для модернизации. С ним нужно говорить о том, как снизятся потери и затраты после выполнения поставленных задач, насколько повысится качество и надёжность обслуживания и облегчится доступ к технологическому подключению и т.д. Всё сказанное сводится к одной мысли: тарифы должны быть понятны потребителю и приняты им.

А исполнительная власть, в свою очередь, обязана наладить эффективный контроль за исполнением инвестпрограмм энергомонополий.

В Минэкономразвития разработан «План повышения эффективности ФСК и Холдинга МРСК», который, в сущности, должен стать примером для остальных компаний. В нём заложена система решений, позволяющая увязать целевые показатели с инвестпрограммами. Пока же, как показывает практика, инвестпрограммы далеко не всегда соответствуют заявленным целям. Очень важным направлением является типизация проектных решений. В целом электроэнергетическая отрасль должна определить долю инвестиций, которая будет использоваться по типовым проектным решениям. Должны быть поставлены ясные цели и по определённой доле типовых решений в компаниях.

Большие претензии есть к системе принятия тарифных решений. Пока такие решения на каждый будущий год принимаются до 31 декабря каждого уходящего года. Потом оказывается, что в одном либо в другом месте возникли неувязки и провалы, которые требуют поправок и дополнительной нервотрёпки. Минэкономразвития предлагает начиная с 2011 года определить более ранние сроки установки тарифных решений — не позже 1 декабря, чтобы было время поправить возможные ошибки до вступления этих решений в силу.

— Мы даже продумывали установить более радикальные сроки. Некоторые члены нашего партнёрства предлагают перенести их на 1 июля, — развил предложение председатель правления НП ГП и ЭСК Юрий Желябовский.

Ещё один вопрос, требующий решения, связан с обоснованием принятия тарифных решений. Данный фактор очень важен для инвесторов и потребителей. Поэтому в Правительстве РФ считают целесообразным обязать ФСТ и Минэнерго выкладывать на интернет-сайтах детали параметров, разъясняющие, почему именно такие тарифные решения были приняты. Тогда каждый заинтересованный пользователь сможет понять логику принятия тарифных решений и определить для себя, насколько они правомерны. И какую ответственность за них несут сбытовые и сетевые компании.

Обсудить на форуме

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl + Enter

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно