-
4.122012
Цены на бензин вырастут
С 1 января 2013 г. Россия перейдет на экологический стандарт топлива Евро-3. Готовы ли российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) обеспечить рынок данным классом горючего и как переход повлияет на стоимость бензина, рассказал вчера на брифинге глава комитета Госдумы РФ по энергетике Иван Грачев. Он заметил, что решением в пользу Евро-3 правительство поставило точку в споре между Министерством энергетики России, предлагавшим отодвинуть введение стандарта еще на полгода, и Минфином РФ, добивавшимся введения Евро-3 с начала нового года.
- Срок ввода Евро-3 переносился уже дважды, – сказал И. Грачев. – Считаю, что нет смысла переносить его снова.
В настоящее время, по словам депутата, 70% производимого в России бензина уже соответствует стандарту Евро-3, 14% – стандарту Евро-4 и выше. Остальное горючее не дотягивает до установленных норм. Некондиционное топливо производится в основном на НПЗ, не успевших завершить модернизацию производства. А на старых установках, как известно, довести переработку нефти до необходимого уровня невозможно.
В связи с этим, отечественный рынок может недополучить порядка 1 млн. тонн бензина. Дефицит, скорее всего, будет покрыт за счет поставок топлива из Белоруссии, где расположены современные нефтеперерабатывающие заводы. Но начало поставок из-за необходимых юридических процедур может отодвинуться на несколько месяцев.
Между тем, сам по себе недостаток Евро-3 вряд ли подтолкнет рост цен. Главным катализатором этого роста станут акцизы. В бюджете на будущий год уже заложено увеличение налогов на продукты нефтепереработки. В результате в течение 2013 г. стоимость бензина на АЗС может вырасти на 2,4 – 4 руб. за литр.
Подтолкнет ли введение Евро-3 к росту фальсификата на автозаправках? Отвечая вопрос журнала «Электроэнергия. Передача и распределение», И. Грачев заметил, что вряд ли. Фальсифицированного топлива и без того хватает. А под какой маркой оно продается не так важно.
В целом же, посыл к переходу на более экологичное топливо очень правильный, добавил депутат. Россияне заслужили право на чистый воздух. И в российском законодательстве заложены стимулы для производства бензина высоких стандартов. Однако на практике эти стимулы теряют свою привлекательность: акциз на бензин высоких стандартов растет с той же скоростью, что и на топливо «недоЕвро».
Напомним, что с 2014 г. Россия планирует перейти на стандарт Евро-4. Следовательно, компаниям, затягивающим модернизацию НПЗ, следует поторопиться, иначе отставание может оказаться критическим.