-
26.042012
Государственная политика в сфере энергоэффективности и энергосбережения
В Москве в Центре Международной торговли (Краснопресненская набережная, дом 12) 26 апреля 2012г. Российское энергетическое агентство по поручению Министерства энергетики Российской Федерации проводит 3-ю ежегодную всероссийскую конференцию «Государственная политика в сфере энергоэффективности и энергосбережения».
Среди участников конференции – Министр энергетики С.И.Шматко, Председатель Комитета Госдумы по энергетике – И.Д.Грачев, Заместитель Министра регионального развития РФ – А.А. Попов, Заместитель Министра экономического развития РФ – С.С. Воскресенский, Заместитель Председателя Совета Федерации ФС РФ – С.Ю. Орлова. Модератором выступил Генеральный директор ФГБУ «РЭА» – Т.В. Иванов.
В программе конференции объявлены первые результаты реализации государственной политики в области повышения энергоэффективности в 2011 году, намечены основные задачи на 2012 год. Подведены итоги распределения субсидий из средств федерального бюджета на реализацию региональных программ энергосбережения и организация распределения субсидий на 2012 год. Озвучены изменения в законодательстве в области энергосбережения и реализация образовательных мероприятий.
Во второй сессии были заслушаны механизмы и инструменты Государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности до 2020 года» Где особым образом поднимается вопрос об энергосервисных контрактах и энергетических паспортах. Также механизмы финансирования проектов в области энергосбережения.
К концу конференции был озвучен успешный опыт реализации проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В рамках конференции состоялась пресс-конференция с участием Председатель Комитета Госдумы по энергетике – И.Д.Грачев, Генеральный директор ФГБУ «РЭА» – Т.В. Иванов, Заместитель министра энергетики РФ – А.И. Дыбов.
Корреспондент журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» Антон Фенев задал вопрос участникам пресс-конференции: Каковы законодательные подвижки, касающиеся альтернативной энергетики? Насколько это перспективно?
И.Грачев: Надо очень дифференцированно подходить к альтернативной энергетике. Не все профессионалы со мной согласны, но я считаю, что ни солнечная, ни ветровая энергетика большого промышленного значения не имеет, просто потому, что исходный поток энергии очень маленький, его дешево не сконцентрируешь, – уверен в этом. Соответственно, тогда универсальные методы поддержки солнечной и ветровой энергетики я поддерживать не буду. Да, есть территории, где это хорошо. Но тогда надо сесть с профессионалами, районировать страну и показать, что здесь поддерживаем, здесь поддерживаем, а в целом – нет. А вот что касается биоэнергетики, уверен абсолютно, что для страны, более того – для мира частичный возврат к дереву – это наряду с атомом основа следующего энергетического цикла после пика газа. Потому что все равно придумают более эффективные по сравнению со сбраживанием технологии по работе с отходами дерева. Если взять осины и березы, и не миллиард кубов, а еще и побольше в России, – это больше, чем нефти, которая добывается в год, если перевести на энергоэквивалент. Если здесь будет прорыв, то это будет прорыв настоящий, который имеет решающее значение. Я считаю, что это направление надо поддерживать в целом по стране мощнейшим образом. Приходят аграрии, например, и говорят: а по ВТО орготходы свинокомплексов и всего остального, если они не утилизируются по биоэнергетике или иначе, то штрафы пойдут с нашей стороны. И теперь либо в короткие сроки проблема будет решена, либо надо сворачивать все наше производство мяса.
Т.Иванов: Действительно, мы поддерживаем очень серьезно развитие восстанавливаемых источников. Мы к этому относимся как к малораспределенной генерации с использованием местных видов топлива. Я действительно согласен с оценкой Ивана Дмитриева, что в России наибольший потенциал имеет биоэнергетика и солнце и ветер, но, к сожалению, в тех районах, где доступный ветер, нет таких потребителей. Более того, за счет солнца и ветра вы получаете только электроэнергию в отличие от биоэнергетики, где можно получить электроэнергию и тепло, а также различные виды продуктов, о которых я говорил, и органические удобрения и так далее. Вчера, кстати, было совещание в Минсельхозе, под руководством министра Е.Скрынник. Обсуждался как раз вопрос развития биоэнергетики. Это тоже актуально для агропромышленного комплекса (АПК). Действительно, запасы органических отходов колоссальные, они накапливаются и не используются, и с точки зрения локальной безопасности, и с точки зрения снижения стоимости тарифа это выгодно, и мы будем это развивать. Дальше – есть большая поддержка международных финансовых институтов. Кстати, в конце мая мы запускаем большой международный проект с Международной финансовой корпорацией (МФК). Это большой информационный портал, в котором будет и карта России с потенциалом по всем видам возобновляемых источников энергии, что и где происходит, какие типы проектов, преферентные решения, потенциальные партнеры, технологические решения, инвесторы и многое другое. Поэтому направление перспективное, но для России оно не является альтернативным. Здесь надо понимать, что оно обеспечивает менее 1% в энергобалансе. Вы знаете, что, в соответствии с энергостратегией, стоит задача увеличить это до 4,5%. Да, цифры большие, порядка 4 гигаватт нужно ввести, это амбициозная задача, и действительно, только если комплексно подойти и будет понимание, зачем это нужно и кто заказчик. Если это сельское хозяйство и лесопромышленный комплекс, то понятно, что они должны первоочередно решать экологические задачи – использование отходов и их утилизация через как раз создание новых энергомощностей.