• 30.04
    2014

    На службе у экономики

    На фоне новых глобальных вызовов перед российской энергетикой остро встала задача перехода от энергетической модели развития к инновационно-энергетической. Готова ли к новым реалиям российская энергетика? Что на самом деле происходит на планете? Как будет развиваться мировая экономика в ближайшие 30–40 лет? Какое место на международных рынках будет занимать Россия, и как должна выстраиваться наша внутренняя энергетическая политика? Какие ошибки мы допускаем при формировании Энергетической стратегии России? Об этом и многом другом говорили участники XII Московского международного энергетического форума «ТЭК России в XXI веке», прошедшего в апреле в Москве. В форуме ММЭФ по традиции приняли участие представители журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение».

    Форум ММЭФ – это политическое мероприятие, где анализируются связи и процессы политики, экономики и энергетики. Исходя из этого, экспертная группа, состоящая из российских учёных, специализирующихся на вопросах ТЭК, составила долгосрочный прогноз развития мировой экономики и энергетики, где отметила ключевые моменты, оказывающие прямое влияние на ситуацию в мировой практике. О главных особенностях предстоящих десятилетий сообщили академик РАН Алексей Макаров, главный советник руководителя Аналитического Центра при Правительстве РФ, профессор НИУ ВШЭ Леонид Григорьев, руководитель Центра изучения мировых энергетических рынков ИНЭИ РАН Вячеслав Кулагин и заведующая отделом ИНЭИ РАН Татьяна Митрова. Они отметили, что в долгосрочной перспективе нас ожидает повышенный прогноз экономического роста и рост численности населения на планете, что непременно отразится на темпах и направлениях развития энергетики.

    В целом энергетическая ситуация в мире будет складываться довольно неоднозначная, многие вопросы (проблемы энергетической бедности, проблемы климата и др.) не будут решены. Однако при всех этих тенденциях для России открываются новые позитивные возможности. Прежде всего, большая часть мирового промышленного производства будет перемещаться в страны с дешёвой энергией (перемещение начнётся с азиатских государств). И Россия в этом плане оказывается наиболее привлекательной территорией. После 2025 года на некоторых международных рынках начнётся борьба за ресурсы, что связано с высоким ростом энергопотребления в Китае и других развивающихся странах (темпы роста в развитых странах составят всего 3%). Потребность в российских энергоресурсах будет расти, а потоки будут перенаправлены в сторону Азии. Всё это даст мощный импульс к развитию восточных территорий РФ, что обязательно должно учитываться в новом варианте Энергетической стратегии России.

    – Наша задача при формировании Энергетической стратегии России – учесть все факторы, влияющие на энергетику, – подчеркнул генеральный директор ИЭС России Виталий Бушуев.– Большинство предыдущих ошибок связано с тем, что мы не учитывали связи экономики и политики. Между тем, все экономические метаморфозы носят геополитический характер. Именно они подталкивают развитие новых энергетических технологий и новых направлений.

    Эксперт добавил, что в ближайшие годы российская энергетика должна быть направлена не столько на внешний, сколько на внутренний рынок. ТЭК станет драйвером развития отечественной экономики. При этом обязательно нужно учитывать ограничительные факторы: развитие территорий должно быть экономически оправданным. Другими словами, тарифы на энергию не могут превышать 7% от доходов домохозяйств.

    Есть и другие риски. В частности, А. Макаров отметил, что до 2020 года Россия столкнётся с беспрецедентно тяжёлой ситуацией на традиционных энергетических рынках. Но главный риск лежит внутри страны: ожидается трёхкратное снижение роли ТЭК в экономике. Надо определиться, как вести себя в новых реалиях, а также выработать понимание: какая экономика в состоянии компенсировать трёхкратное снижение доходов от ТЭК?

    Нужно активно развивать собственную промышленность, причём на инновационной основе, считает заместитель председателя правления ОАО «Газпром» Валерий Голубев. ТЭК может стать одним из крупнейших потребителей отечественной продукции. Например, «Газпром» уже давно сделал ставку на отечественного производителя. И сейчас 96% оборудования, используемого газовой корпорацией, приобретается у отечественных производителей.

    Как отметил заместитель Министра энергетики РФ Алексей Текслер, в новой стратегии ТЭК уже рассматривается не как локомотив, а как инфраструктура экономики. То есть, энергетика, наконец, реально переходит на службу экономике. В связи с этим предстоит решить немало сложных задач. В частности, к 2033 году в стране ожидается рост потребления электроэнергии в 1,6 раза. Параллельно будет идти снижение перекрёстного субсидирования, что предполагает рост цен на электроэнергию для населения.

    Региональный аспект развития энергетики рассмотрели участники пленарного заседания «Энергетические стратегии субъектов РФ: целевые ориентиры, условия и инструменты их достижения».

    Заместитель генерального директора ОАО «Россети» Валентин Межевич заострил внимание на проблемах формирования региональных инвестиционных программ, а также на проблемах, возникающих в связи с упрощением процедуры технологического присоединения.

    Что касается инвестпрограмм, то их несовершенство зачастую связано с большими ошибками в прогнозах экономического развития территорий. Очень часто к проектированию схем развития территорий привлекаются некомпетентные кадры, что осложняет жизнь как энергокомпаниям, так и потребителям электроэнергии. Не менее наболевшая проблема – неуправляемость территориальных сетевых организаций (ТСО), количество которых с 2008 года выросло с 480 до 3800. При низком качестве энергоснабжения потребителей, тарифы на услуги ТСО в среднем на 30% выше, чем у «Россетей». О том, что в сфере ТСО нужно навести порядок, речь идёт давно. Но пора применить жёсткие и конкретные меры.

    Не всё просто и в области технологического присоединения (ТП). Отсутствие порядка в учёте заявок на ТП при разработке программ развития территорий, а также не всегда приемлемое качество этих программ приводит к тому, что сетевые компании терпят убытки на техприсоединении (в прошлом году они составили 14 млрд руб.). При том, что заявители не несут ответственности за неотбор мощности. Так, в 2013 г. 176 тысяч потребителей по личным причинам отказались от ТП, а это 7 МВт простаивающих мощностей.

    Проблематике вывода из эксплуатации старых мощностей и ввода новых посвятил своё выступление вице-президент ОАО «Фортум» Юрий Ерошин. Он подчеркнул, что в этой сфере царит кавардак. В частности, на сегодняшний день не введено 16 ГВт модернизированных мощностей. А ведь по ним заключены договоры с сетями и оплачены услуги.

    Главный аналитик ММЭФ «ТЭК России в XXI веке» Александр Епишов подчеркнул, что перед всеми отраслями отечественной энергетики стоят очень серьёзные вызовы. На форуме прозвучало много жёстких оценок и конкретных предложений. Все ключевые выводы форума нашли отражение в Меморандуме, который был принят по итогам работы ММЭФ.