• 21.03
    2014

    План ГОЭЛРО в телекоммуникациях

    19–20 марта в Москве прошла V Международная конференция Transport Networks&Carrier Cloud Russia-2014, посвящённая состоянию и развитию рынка магистральных сетей связи, который в последнее время претерпевает большие изменения. Организатором выступила компания «ComNews Conferences» при поддержке ведущих операторов связи России и мира.

    В форуме приняли участие операторы магистральных транспортных сетей, сотовой и фиксированной связи, корпоративных и ведомственных сетей связи, представители научно-исследовательских учреждений, производителей инфраструктурного оборудования, системные интеграторы, консультанты и аналитики рынка, инвестиционные компании, регуляторы отрасли телекоммуникаций и телерадиовещания, деловые и отраслевые СМИ, в том числе журнал «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение».

    Одной из центральных тем конференции стала проблематика размещения волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) на объектах электроэнергетики. Как известно, раньше оптические кабельные линии строились под одного оператора. Потом операторы стали кооперироваться, совместно эксплуатировать одну оптоволоконную линию, нести затраты на ее обслуживание и т.п. Электросетевой комплекс предлагает телекоммуникационным компаниям новый уровень сотрудничества и открывает перед ними новые возможности.

    Как отметил модератор сессии, исполнительный директор J`son&Partners Consulting Сергей Шавкунов, самой протяжённой и разветвлённой сетью обладает электросетевой комплекс страны. Только протяжённость линий электропередачи ОАО «Россети» достигает 2 млн 300 тыс. км. Этот транспортный потенциал может успешно использоваться компаниями связи. Электрические сети разного уровня напряжения позволяют не только строить ВОЛС на дальние расстояния, но и дойти до каждой деревни. В сущности, по масштабам и экономической перспективности размещение ВОЛС на воздушных линиях электропередачи – это ГОЭЛРО, только в телекоме.

    Не так давно в ОАО «Россети» создано дочернее предприятие ОАО «Управление ВОЛС-ВЛ», которое выполняет функции заказчика застройщика, обладает собственными производственными мощностями и уполномочено налаживать деловые контакты с компаниями связи, работающими в России.

    Как заметил коммерческий директор ОАО «Управление ВОЛС-ВЛ» Тимур Рахимов, сегодня на воздушных линиях электропередачи построено всего 80 тыс. км телекоммуникационных сетей в разных регионах России. Между тем, потенциал сотрудничества электроэнергетиков и связистов значительно выше. Это особенно важно в условиях, когда приоритет государства направлен на устранение неравенства между субъектами РФ в части обеспечения всеми видами качественной связи.

    Какие преимущества даёт связистам и электроэнергетикам такое сотрудничество? Какие риски при этом присутствуют? Как должны выстраиваться взаимоотношения сторон при совместном пользовании имуществом и эксплуатационных издержках, которые при этом возникают? Эти и многие другие вопросы были в центре внимания участников конференции.

    Сначала о преимуществах. По оценкам экспертов, размещение ВОЛС на ВЛ позволяет прежде всего, решить главный вопрос – с отводами земель под строительство объектов связи.

    Как известно, при любом новом строительстве приходится договариваться (причём, не всегда успешно) с разными собственниками земельных участков. Здесь же один хозяин – ОАО «Россети». Вторая проблема – потравы посевов и оплата за них. В случае размещения ВОЛС на ВЛ потравы снижаются до минимума. Сокращаются стоимость строительства (с 500 тыс. руб. за километр до 400 тыс. руб.) и сроки (с двух лет и более лет до одного года). Практика показывает, что существенно снижается количество обрывов линии – с 2,18 на 1000 км до менее чем 0,18 обрывов.

    Исполнительный директор ОАО «Управление ВОЛС-ВЛ» Николай Сабинин, в свою очередь, заострил внимание на возможных рисках совместной эксплуатации сетей. «Чтобы не было разочарования от сотрудничества, мы должны обо всём договариваться на берегу, – сказал он.– При размещении ВОЛС на ЛЭП есть два участника отношений – собственник оптических волокон (СОВ) и владелец объекта электроэнергетики. В разные периоды могут возникать неоднозначные ситуации, которые должны регулироваться такими механизмами, как договоры по каждому направлению. Для собственника оптической связи есть свой пакет рисков. Возможно ухудшение технических показателей ВОЛС из-за ненадлежащего технического обслуживания линии электропередачи. Для такого случая предусмотрен договор о совместном техническом обслуживании ВЛ. Есть риск потерять ВОЛС до истечения его срока службы из-за преждевременного демонтажа электролинии. В этом случае должен быть предусмотрен договор о неустойке. Есть риск увеличения стоимости за право прохода и ограничение прав СОВ на строительство отводов. Тут так же нужен соответствующий договор.

    Для владельцев электросети самый страшный риск состоит в действиях СОВ по захвату объектов электроэнергетики. Поэтому права владельца ВЛ защищены массой соответствующих документов. Не менее серьёзная опасность – наложение на собственника оптоволокна ограничений на реконструкцию ВЛ. Также из-за ненадлежащей эксплуатации ВОЛС со стороны компании связи могут возникнуть аварии на ЛЭП, и здесь включается механизм «брошенной вещи», который тут же применяется к СОВ. Есть ряд других опасностей, возможно, какие-то новые риски, как и механизмы по их минимизации, по будут проявляться позже в ходе расширения сотрудничества электросетевых и телекоммуникационных компаний.

    Представители ОАО «Россети» ответили на многочисленные вопросы связистов. В частности, почему предлагается строить ВОЛС на воздушных линиях, а не в грунте? Как оказалось, оптика, проложенная по ВЛ гораздо надёжнее, чем проложенная в грунте. Кабели связи на ВЛ легче обслуживать, модернизировать, проводить необходимые технические операции.

    Как пояснил заместитель генерального директора ОАО «Управление ВОЛС-ВЛ» Игорь Норвейшис, есть три метода размещения ВОЛС на ВЛ, наиболее удобным из которых энергетики считают встраивание оптического кабеля в грозотрос. При таком методе не появляется дополнительного подвеса, а стоимость прокладки ВОЛС в грозотросе не превышает стоимости прокладки самонесущего кабеля связи на ВЛ. Но есть и свои специфические неудобства, которые, впрочем, могут и не проявиться. У самонесущего оптоволоконного кабеля связи есть свои преимущества при совместном владении сетью: собственник оптического волокна при разрыве отношений с владельцем энергообъекта может снять ВОЛС и забрать с собой. Таким образом многие технические вопросы зависят от культуры сотрудничества.

    И. Норвейшис также разъяснил, почему техническая политика ОАО «Россети» предусматривает прокладку кабеля ВОЛС не менее 48 волокон. Был затронуты и вопросы оплаты за использование оптоволокна разными пользователями, и многие другие правовые и юридические вопросы совместной деятельности электроэнергетиков и связистов.