• 29.01
    2014

    Депутат Грачев: Потребность во взаимном сотрудничестве России и Японии выше того, что этому мешает

    Премьер Японии Синдзо Абэ с деловой настойчивостью повторяет, что «желал бы ускорить наступление того момента, когда Токио подпишет мирный договор с Москвой». Говорил он об этом и во время своего недавнего выступления на открывшейся 186-й сессии парламента в Токио.

    Мы не раз сообщали о встречах российских и японских депутатов, в ходе которых обсуждались проблемы сотрудничества наших стран в энергетике.

    Придадут ли новые инициативы главы правительства Японии толчок взаимному сотрудничеству? – с таким вопросом мы обратились к председателю Комитета Госдумы по энергетике Ивану Грачеву.

    - Обратите внимание, премьер  Японии выступил с этим в своей программной речи, – особо отмечает депутат. – То есть он демонстрирует, что готов, в определенной мере, брать на себя даже политические риски – известно ведь, в парламенте Японии не так легко по указанной теме заручиться поддержкой. Там есть и люди, у кого на этой риторике построена, по сути, политическая деятельность. Стоит серьезно поработать, в том числе на уровне обоих парламентов, четко  доводя мысль о приоритете взаимной потребности в сотрудничестве над всем, что этому мешает. Именно такую мысль мы и пытались донести японским коллегам при встречах и в апреле прошлого года, и ранее. Отсутствие мирного договора действительно мешает. Тогда есть два варианта: обсудить и подписать его, если это достижимо, а если невозможно – воспользоваться принципом одного известного восточного политика: «Задача слишком сложная, оставим ее следующим поколениям, и займемся всем остальным».

    -  Политик не японский?

    - Нет. Но практика показывает, что и в Японии находятся люди с трезвым подходом и прозорливостью.

    - Тому видимо есть сегодня причины?

    - Дешевле, чем у России, нигде наши японские партнеры не получат электричество и чистый газ (а нужны сотни миллиардов кубометров). Для наших соседей это доступней и проще всего. Все остальные варианты дорогие и сложные. По транзиту условия там просто несопоставимые – есть разница, с Сахалина доставлять или с Катара… Тогда, если мы на самом деле прагматики и здравые люди, нужно потихоньку устранять все, что тормозит процесс, усиливающий объективно и японские позиции, и российские.

    - Кстати, новый японский премьер меняет и направление в экономике…

    - Вашингтонский консенсус, либералы, с их макроэкономической стабилизацией, загнали Японию на 20 лет в полный застой. Стабильность была во всем, кроме роста производства. А сейчас страна снова идет в рост.

    - А что еще мешает нашему сотрудничеству в энергетике?

    - На Востоке, как и в Европе, существует иллюзия, будто  России некуда будет деваться, и она в любом случае пойдет на договоренности. Однако у России-то как раз вариантов много. Есть Южная Корея, есть Китай, за ним и Индия –  тоже будет нуждаться в огромном количестве ресурсов, которые ей негде взять. В этом смысле у нас всегда есть выбор – газ и электричество необходимы всем. Но объективно, из технологических соображений, нам выгодней сотрудничать в первую очередь с Японией и Южной Кореей. Потому что в инженерном отношении, с точки зрения технологий, они выше нас. И пока гораздо выше Китая. Это факт, от которого никуда не уйдешь. И договорись мы тут – мог бы быть настоящий прорыв…

    - Какие совместные проекты вы считаете первоочередными?

    - Вещественным проявлением нашего сотрудничества могут стать  газохимические комбинаты на нашей территории. Их можно построить в Южной Якутии или даже ближе к самой Японии. Ну а план-минимум – поставки сжиженного газа…