-
30.122013
Меры государственной поддержки отечественного нефтегазосервисного сектора обсудили в Государственной Думе
Комитет по энергетике провел «круглый стол» на тему: «О состоянии и мерах государственной поддержки отечественного нефтегазосервисного сектора». В обсуждении приняли участие депутаты Государственной Думы,представители федеральных органов власти, нефтегазового комплекса, вертикально-интегрированных нефтегазовых компаний, отраслевых научных институтов и др.
Открывая дискуссию, Председатель Комитета по энергетике Иван Грачев заявил: «…Россия есть и будет энергетической сверхдержавой». По его оценке, объем рынка нефтегазосервисных контрактов в стране составляет порядка 30 млрд долларов в год, «но достаются они не нашим компаниям». Среди недостатков И.Грачев назвал плохую систему преференций для отечественных компаний, слабую систему госзаказа и сделал акцент на рекомендациях, где «развернуто представлены пути решения» вышеназванных проблем.
Дискуссию поддержал первый заместитель председателя Комитета по энергетике Василий Тарасюк, заявивший, что «для добычи одной тонны нефти нужно большое количество оборудования и знаний». По его словам, «в советское время нефтегазовый сервис успешно справлялся с 600 млн тонн нефти в год».
В последние годы российский нефтегазовый сервис претерпел значительные изменения: большинство вертикально-интегрированных нефтегазовых компаний вывели сервисные активы из своих структур. В условиях конкурентной среды большое число российских сервисных компаний вошло в рыночные отношения при неблагоприятных условиях, поэтому значительные объемы заказов достались иностранным компаниям, пользующимся финансовой поддержкой своих государств для продвижения услуг и оборудования на российском рынке.
По словам В.Тарасюка, «только несколько российских компаний не пошли на уловки западных компаний», среди них: «Газпромнефть», «Татнефть» и «Сургутнефтегаз». На Каспии и Сахалине «доминируют «Schlumlerger», «Halliburtion» и др., а не российские сервисные компании, – подчеркнул депутат, считающий, что «Минэнерго и Минпромторг России отстранились от развития отечественного нефтегазового сервиса». В заключение В.Тарасюк призвал участников «круглого стола» поддержать идею Губернатора ХМАО Натальи Комаровой о создании Государственной нефтесервисной корпорации.
Участники «круглого стола» также отметили, что вступление России в ВТО, стимулирующее ввоз в страну дорогостоящего сервисного оборудования и технологий, недоступных большинству малых и средних российских сервисных компаний, и дорогие кредиты не позволяют в необходимом объеме реализовывать программы по модернизации ни сервисным компаниям, ни отечественному машиностроению. Следствием этого стало сокращение доли российского участия в национальном нефтесервисном рынке, снижение количества заказов на продукцию отечественного машиностроения для нефтесервиса и ликвидация значительного количества высококвалифицированных рабочих мест.
Тему профессиональной подготовки в отрасли продолжила в своем выступлении Начальник Управления по надзору за объектами нефтегазового комплекса Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Светлана Жулина, заявившая, что «количество аварий в России растет с ростом числа нефтесервисных организаций». Так, причиной аварий в 62% случаев являются ошибки персонала при бурении и капитальном ремонте скважин, 7% – ошибки персонала при производстве ремонтных работ, 31% – из-за износа оборудования.
В настоящее время в Российской Федерации 10409 опасных производственных объектов нефтегазодобычи, поиска и разведки месторождений нефти и газа. Деятельность недропользователей регулируют более двадцати министерств и ведомств. С.Жулина предложила «министерствам активнее заниматься нормативно-правовым регулированием, а нефтесервисному рынку – объединиться и выйти с толковыми предложениями в правительство».
Дополнительно усложняет работу поставщиков на российском рынке его фактическая информационная закрытость, считают многие участники обсуждения. Так, отсутствуют регулярно обновляемые данные о парках основного технологического оборудования, его состоянии и степени использования. Отсутствуют и сведения об объеме и структуре зарубежных поставок нефтесервисного оборудования, о перспективах отрасли, динамике ее основных показателей, объемах сервисных работ в среднесрочной перспективе.
Среди основных трудностей, с которыми сталкиваются, сервисные компании называют: не отвечающую рыночным условиям стоимость работ, отсутствие авансовой предоплаты работ, несоблюдение равных тендерных условий и др.
Роль государства участники «круглого стола» видят: в первую очередь, в создании условий для трансфера передовых технологий российским компаниям, в стимулировании развития отечественных сервисных компаний, в мониторинге ситуации на рынке нефтесервиса, в совершенствовании нормативно-правовой базы взаимодействия крупных компаний-потребителей услуг с поставщиками сервисных услуг.
В ходе обсуждения был выработан перечень рекомендаций Правительству Российской Федерации, профильным министерствам и ведомствам, а также нефтегазовым компаниям с государственным участием.
Выступление на круглом столе первого заместителя председателя Комитета по энергетике Государственной Думы ФС РФ Василия Тарасюка на тему: «О состоянии и мерах государственной поддержки отечественного нефтегазосервисного сектора»
Если посмотреть развитие нефтегазового сервиса в 20 веке, то видно, что первые места занимали и делили между собой США и СССР. В советское время нефтегазовый сервис самостоятельно справлялся с обеспечением рекордных годовых уровней добычи нефти в 600 млн т и газа в 620 млрд м3. Помимо своей страны мы успешно работали в странах СЭВ, Китае, Вьетнаме, Индии, Ираке, Египте, Ливии, Алжире, Кубе, Югославии и других странах.Россия в эпоху экономических и политических преобразований контроль и управление развитием нефтегазового сервиса со стороны государства были утрачены, произошло его дробление и ослабление. В 90-е гг.за нефтегазовый сектор отвечал в Минтопэнерго РФ заместитель министра с соответствующим аппаратом. С преобразованием в Минпромэнерго РФ вопросы нефтегазового сервиса выпали из поля зрения министерства. В стране ещё не изжит ошибочный для переходного периода принцип либералов – рынок сам все отрегулирует.
Этим лозунгом воспользовались лидеры американского нефтегазового сервиса, которым представилась уникальная возможность не только поглотить перспективный российский рынок, но и убрать с мирового рынка потенциально опасного конкурента. Технология поглощения отечественного сервиса включает в себя идеологическую и финансовую составляющие. В качестве идеологической основы передела сервисного рынка добывающим компаниям активно навязываются два тезиса:
- нефтегазовые компании должны освободиться от «непрофильных сервисных активов»;
- западные сервисные компании являются носителями высоких технологий;
- финансовые составляющие кабальные, но назывались льготные кредиты мирового банка.
Если посмотреть предприятия, которые не освободились от непрофильных активов, не пошли на уловки американских компаний, это только «Газпром» с «Газпром нефтью», «Татнефть» и «Сургутнефтегаз». Сервисная служба этих компаний находится на современном уровне, оснащена лучшей отечественной и мировой техникой и технологией и полностью удовлетворяет потребности своих компаний в необходимых видах сервиса, а так же может выходить на мировой рынок. Другие нефтяные компании такие, как «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «ТНК-ВР», избавились от своих сервисных активов. К этому следует добавить значительное число предприятий, которые после ликвидации министерств, приватизации и акционирования были отпущены в «свободное плавание», многие из низ обанкротились, но здесь нужно отметить и положительный момент образования малых сервисных предприятий.
Негативную роль в снижении конкурентоспособности отечественного сервиса сыграло полное прекращение финансирования НИОКР как со стороны государства, так и нефтегазовых компаний. Это в значительной степени привело к разрушению существовавшей в СССР сети отраслевых НИИ и КБ, значительному оттоку высококлассных ученых и специалистов за рубеж, главным образом в США.
В настоящее время можно сказать, что ясно выраженной государственной политики в отношении нефтегазового сервиса в России, к сожалению, не существует.
Никто не занимается мониторингом и регулированием отношений на рынке нефтегазового сервиса в России ни Минэнерго РФ, ни Минторг России.
Особую тревогу вызывает ситуация, складывающаяся вокруг перспектив освоения российского шельфа. Отечественный геофизический сервис к решению этих проблем не допущен. На Каспии, Сахалине, северных морях доминируют «Schlumberger», «Halliburton» и другие.
Между тем опыт «Газпрома», «Сургутнефтегаза», «Татнефти» и АНЕГИ показывает, что российский сервис в условиях рынка научился самостоятельно обеспечивать потребности своих нефтегазовых компаний.
Уважаемые коллеги, мы часто сравниваем многие моменты с Америкой. В США вопросы нефтегазового сервиса относятся к компетенции Министерства энергетики. В функции этого ведомства входит мониторинг складывающейся ситуации в области ТЭК в стране и мире. Власти США реализуют политику, обеспечивающую полный контроль американскими компаниями внутреннего рынка нефтегазового сервиса. Что касается мировой арены, то защита интересов американского нефтегазового сервиса обеспечивается всеми имеющимися у США экономическими, политическими и дипломатическими средствами. Большое внимание министерство уделяет развитию конкурентной среды в сервисе, поддержке малых сервисных и приборостроительных компаний, финансированию инновационных проектов, обеспечивающих мировое лидерство американских компаний в этом бизнесе.
За более чем 60-летний период своего существования они выросли до крупнейших в мире транснациональных компаний с годовым оборотом 15-20 млрд дол.
Лоббирование интересов американского сервиса осуществляется на самом высоком уровне.
Как я говорил выше, Министерство энергетики, Минпромторг фактически отстранились от развития отечественной нефтегазосервисной отрасли, здесь видится очень важная роль федеральных органов законодательной и исполнительной власти России в принятии нормативных актов, обеспечивающих развитие конкурентоспособного российского рынка сервисных услуг и создании благоприятных инвестиционных условий.
Можно и необходимо определить государственный орган, ответственный за контроль и развитие отечественного нефтегазового сервиса, на который необходимо возложить разработку и реализацию программы по укреплению позиций российского нефтегазового сервиса на внутреннем и мировом сервисных рынках. Необходимо, чтобы эта государственная структура обладала соответствующими правами и финансовыми средствами для решения поставленных задач.
Многие специалисты и руководители предприятий, а так же регионы высказываются о создание национальной сервисной компании, так Губернатор одного из крупнейших нефтедобывающих регионов России – Югры Наталья Комарова в январе 2012 г. предложила создать государственную нефтесервисную корпорацию. Данное предложение в свое время было высказано Председателем Правительства РФ Владимиром Путиным и поддержано вице-премьером Игорем Сечиным. Однако отраслевое сообщество расходится во мнениях относительно эффективности такого рода структуры. Поэтому вопросу должны проработать эксперты и дать аналитическое заключение, что выгодно для отрасли.
Для положительного изменения ситуации необходимо пересмотреть существующую нормативно-правовую базу, внеся в лицензионную, налоговую, инвестиционную, антимонопольную и научно-техническую деятельность стимулирующие механизмы с целью:
• расширения ГРР на суше и на шельфе для воспроизводства минерально-сырьевой базы;• вовлечения в разработку низкорентабельных и трудноизвлекаемых запасов углеводородов;
• привлечения научно-исследовательских и проектных институтов для решения проблем, связанных с нефтегазодобычей.
Кроме того, рассмотреть целесообразность освобождения сервисных предприятий от налога на прибыль в части понесенных затрат на приобретение высокотехнологичного оборудования и технологий, а также затрат на проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по направлению их деятельности.
Несмотря на то, что многие годы нет государственной поддержки сервиса, все таки нефтегазовый сектор вывел российскую экономику на восьмое место в мире. Это связано с тем, нефтегазовая, оборонная промышленности занимают более 70 % производства страны.
Тесное взаимодействие нефтегазового и оборонного комплексов взаимовыгодно как отраслям, так и экономике страны в целом. Это даёт возможность быстрее уходит от сырьевой зависимости. Если годовой экспорт продукции оборонно-промышленного комплекса вышел на уровень 5 млрд дол., если государство будет активно заниматься данными вопросами, то нефтегазовый сервис может давать выручку на мировом рынке 15-20 млрд дол/год, а экспорт нефтегазового оборудования может постепенно завоевать позицию в 5-10 млрд дол/год.
Замечательно, что Россия уже знает, как это сделать. Практически эта модель сформулирована в оборонной промышленности и атомной энергетике. И в обоих случаях существенную роль играли государственная политика и инвестиции государства.
Нефтегазовый сервис – это эффективный инструмент реализации геополитических и геоэкономических целей государства. Многие страны, такие как Латинская Америка, Африка, Азия попали в зависимость от иностранного нефтегазового сервиса, особенно доминируют компании США. По различным политико-экономическим причинам приемлемо для этих стран возвращение России в нефтегазовую промышленность этих государств, а это позволит не только расширить экспорт высокотехнологичной продукции, но и значительно укрепить экономические и геополитические позиции нашей страны в мире.
Государство должно помочь предприятиям машиностроения в переоснащении производства и освоении выпуска новейших образцов аппаратуры, наземного и морского нефтегазового оборудования, как для внутренних нужд нефтегазового комплекса России, так и расширения экспорта высокотехнологичной продукции до уровня 5-7 млрд дол/ год.
И в заключении хочу сказать что, для кардинального улучшения положения в российском нефтегазовом сервисе необходимо принять ряд мер, в том числе рекомендовать:
Правительству Российской Федерации:Определить государственный орган, ответственный за контроль и развитие отечественного нефтегазового сервиса, на который необходимо возложить разработку и реализацию программы по укреплению позиций российского нефтегазового сервиса на внутреннем и мировом сервисных рынках.
— Создать открытую базу данных с подробной и обновляемой информацией о нефтесервисных компаниях.
—Установить специальную, сниженную до 5 % годовых процентную ставку по кредитам, направляемым на техническое перевооружение нефтесервисных компаний.
— Разработать и реализовать государственную программу по техническому перевооружению нефтегазового сервиса, усилению НИОКР и оснащению машиностроительных и приборостроительных мощностей современным технологическим оборудованием с привлечением финансовых средств как государственного бюджета, так и российских нефтегазовых компаний.
— Активизировать работу по гармонизации российских и международных стандартов в области нефтегазового сервиса, что облегчит вхождение российского сервиса на мировой рынок.
— Внести изменения в действующий Федеральный закон о госзакупках с целью смещения приоритетов в сторону долгосрочных, 3–5-летних договоров. Создание преференций для малых сервисных компаний производственного и инновационного профиля.
Министерству финансов Российской Федерации:
Подготовить предложения по льготам по налогообложению нефтесервисных компаний, которые могут применяться при инвестициях на техническое перевооружение нефтесервисных компаний.
Министерству энергетики Российской Федерации:
Сформировать Межведомственный общественный совет по развитию российского нефтегазового сервиса, строительства и производства нефтесервисного оборудования;
Обеспечить подготовку и публикацию раз в год прогнозных оценок развития нефтегазового комплекса на предстоящие три года;
Провести анализ инвестиционных программ нефтегазовых компаний, в том числе, экспертизу планируемых закупок нефтегазосервисных, нефтегазостроительных работ.
Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:
— Разработать и внести на утверждение Правительству РФ программу утилизации на льготных условиях нефтегазового оборудования со сроком эксплуатации 20 лет и выше.
ФАС России:
— Принять предупредительные меры по недопущению требований заказчика о снижении договорной цены в процессе исполнения договора, а так же обеспечить публикацию информации о ввозе в страну техники для нефтегазового комплекса.
Ростехнадзору России:
— Провести инвентаризацию основного технологического оборудования, используемого в нефтегазовой отрасли на опасных производственных объектах. Полученные данные опубликовать, а так же подготовить информацию о возрастной структуре парков буровых установок и установок, отработавших установленный срок.
Министерству образования и науки Российской Федерации
Разработать программу мероприятий по подготовке высококвалифицированных кадров рабочих специальностей для нефтесервисных компаний с привлечением финансирования нефтяных компаний.
Все эти мероприятия дадут большое преимущество возрождения нефтегазового сервиса и вхождение российского сервиса на мировой рынок.