• 16.12
    2013

    Энергоэффективность как привычка

    Дмитрий Назаров, председатель правления EKF Group

    Дмитрий Назаров, председатель правления EKF Group

    В последние два десятилетия в России сложилась ситуация, при которой тарифы естественных монополий росли опережающими темпами по сравнению с увеличением цен промышленности и потребительских товаров. В 2008-2009 годы рост цен на электроэнергию достиг 21 %, а прогноз их увеличения к 2020 году составляет 14-15 %.

    Ежегодно растущие тарифы, увеличение количества потребляемой электроэнергии и, соответственно, затрат на энергоресурсы отражаются на себестоимости производимой продукции не лучшим образом, значительно снижая конкурентоспособность отечественного бизнеса. В США, к примеру, сдерживание роста стоимости электроэнергии является одним из приоритетов государственной экономической стратегии. Уже более полувека стоимость одного киловатт-часа для конечного потребителя держится практически на одном уровне, с учетом всех инфляционных изменений. В таких условиях не удивляет тот факт, что западные компании демонстрируют эффективность, в 2-4 раза превышающую показатели отечественного бизнеса, и вкладываются в развитие новых технологий.

    По подсчетам специалистов, сегодня стоимость электроэнергии для российского производственного сектора в 2-2,5 раза выше, чем в тех же США, а технологическое отставание насчитывает не одно десятилетие и, в дальнейшем, если не переломить ситуацию, оно будет только усугубляться. В идеале российскому бизнесу, чтобы преодолеть этот разрыв, требуется или значительное снижение тарифов госурегулятором, или переход на энергосберегающие технологии. И если первый выход из ситуации кажется нереальным, то второй – при всей сложности его реализации – выполним.

    Да, перевооружение производства потребует значительных вложений и времени, а также поддержки государства. Для того чтобы решиться на этот шаг, необходимо рассмотреть три основных требования для инвестиций.

    Во-первых, нужно взвесить соотношение рисков и доходности. Самый главный риск – падение цен на энергоресурсы, появление альтернативных дешевых видов энергии до окончания окупаемости проекта, банкротство клиента и ошибочный расчет производственного плана. В случае наступления одного из таких случаев, проект можно считать убыточным.

    Частично риски можно нивелировать консервативной оценкой эволюции цен на энергию и анализом чувствительности проекта к изменению цен, а также оценкой доступности альтернативных способов экономии энергии. Судя по ярко выраженной тенденции последних двух десятилетий, вероятность роста цен на энергоресурсы в России намного выше, чем их снижение, по причине высокой стоимости нефти и нефтепродуктов быстрое развитие альтернативных источников энергии в нашей стране в скором времени тоже не предвидеться.

    Однако в случаях, когда у инвестора есть более очевидные и традиционные виды дохода, уверен, что он будет еще долго с некоторой опаской оглядываться на опыт первопроходцев в сфере энергоэффективности.

    Во-вторых, для возврата инвестиций обязательно нужен спрос с подкреплением его законодательной инициативой и льготами.

    Например, энергоэффективность в перспективе может стать одним из требований для получения разрешения на строительство. Установка строительных норм позволит зафиксировать минимальный уровень многих показателей, в том числе и энергопотребление. Данные нормы должны распространяться как на технологии транспортировки и подачи энергии к объекту, так и на технологии облицовки зданий. В совокупности это даст 30%-50% экономии.

    Кроме того, инвестиции в энергоэффективность и показатели снижения потребления энергии нужно включить в обязательную финансовую отчетность крупных предприятий. Стимулами для инвестиции послужат налоговые льготы и снижение срока амортизации вложенных средств.

    В-третьих, чтобы мотивировать предпринимателя вкладываться в энергосбережение, необходимо информировать бизнес-сообщество о данном направлении. Выход новых технологий на рынок может быть ускорен благодаря популяризации темы в СМИ, на конференциях, выставках, партнерских встречах и т.д. Информационные кампании повышают уровень осведомленности и увеличивают объем продаж энергоэффективных товаров. Благодаря продвижению темы энергосбережения заказчики все чаще задумываются о сохранении будущих затрат и инвестировании в новые технологии.

    Если этот тренд будет активно поддерживаться, вполне вероятно, что вскоре сформируется мода строить и покупать недвижимость с энергосберегающими технологиями. А спустя еще некоторое время, энергосбережение станет хорошей привычкой.

    В наших силах приблизить этот момент.