-
20.112013
Энергичное ГЧП
Энергетика – одна из самых актуальных сфер для создания ГЧП. Но для развития сотрудничества государства и бизнеса в этой области нужно решить много вопросов.
Вопрос эффективности сотрудничества с государством в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП) интересует представителей разных отраслей бизнеса. Сегодня ГЧП создается для финансирования проектирования, строительства, а также эксплуатации крупных и социально значимых объектов инфраструктуры. «Безусловно, объединение государства и бизнеса в частное партнерство, допустим, в строительстве объектов – это хорошая идея, хоть и не новая, – отметил директор по международным инвестициям и развитию EKF Electrotechnica, глава некоммерческого партнерства «ЭКФ Электромастер» Дмитрий Назаров. – Из наиболее известных проектов в России – строительство и эксплуатация на платной основе скоростной автодороги Москва – Санкт-Петербург. Мы можем наблюдать множество примеров подобных объединений в более развитых странах, например, строительство Олимпийских объектов в Китае».
Действительно, ГЧП считается одним из главных инструментов инвестиционной политики современных развитых стран. Но у России, как известно, свой путь. Предприниматели в нашей стране часто опасаются вступать в партнерство с государством из-за риска потери контроля над бизнесом и прессинга с его стороны. Опасения не безосновательны. При ГЧП происходит вмешательство государства в дела бизнеса. В обмен на предоставленные материальные и административные ресурсы, государство может оставить себе единоличные полномочия тарифного и ценового регулирования или ценового ограничения. Например, в энергетике государство может регулировать стоимость передачи электроэнергии. Добавить к этому еще обязательное выполнение неценовых условий… и становится страшно за бизнес.
Спасатель энергообъектов
В большинстве случаев ГЧП организуется как концессия, когда государство передает бизнесу право использования объектов инфраструктуры взамен на вознаграждение в виде платежей. Концессионные соглашения реализуются на основе публичного имущества, а также с использованием бюджетных средств. Таким образом, государственные задачи решаются силами бизнеса. И решаются эффективно. Так как при ГЧП государство платит деньги за результат (в отличие, например, от госзакупок, когда государство финансирует процесс).
Проекты в энергетике требуют больших капиталовложений и долгосрочны для возврата инвестиций. ГЧП в этой отрасли – одна из самых актуальных форм. Во всех развитых странах энергетика представляет собой важнейшую составную часть производственной инфраструктуры, включая в себя объекты выработки, передачи и распределения энергия. Число потребителей электроэнергии растет в геометрической прогрессии. Чтобы избежать дефицита мощностей (и социальной напряженности), необходимо расширять границы существующих сетей и совершенствовать построенные ранее объекты. «Реализация механизмов ГЧП может обеспечить осуществление задач по реконструкции и модернизации изношенных объектов энергетики, развитие сетевой инфраструктуры, направленное на увеличение точек присоединения, повышение мощности и качества поставляемого энергоносителя, реализацию мероприятий по энергосбережению, – считает заместитель директора юридической группы «Яковлев и Партнеры» Алексей Винокуров. – Интерес к реализации механизмов ГЧП есть у всех сторон этого партнерства, поскольку в результате решаются социально-значимые проблемы в сфере энергетики, повышается инфраструктурная привлекательность территории для внешних инвестиций, аккумулируются ресурсы партнеров».
Кому нужнее: бизнесу или государству?
В ГЧП плюсы кажутся очевидными для обеих сторон. «Государство, с его ресурсами и глобальными задачами для общества, и бизнес, который побеждает конкуренцию только за счет лучших моделей ведения дел, лучших кадров и технологий, могут дать в партнерстве хороший результат, – считает Дмитрий Назаров. – Государство получает возможность минимизировать риски по инвестпроектам, а бизнес – доступ к недорогому кредитному ресурсу для бизнеса».
Тем не менее, эксперты считают, что механизмам ГЧП в энергетике уделяется не столько внимания, сколько должно было бы. По мнению первого заместителя генерального директора СРО НП «Объединение энергостроителей» Александра Щукина, при всей декларативности федерального и регионального законодательства в сфере ГЧП для энергетики недостаточно специального регламентирования, которое могло бы превратить ГЧП в реально работающий механизм. Да, форма государственно-частного партнерства при строительстве объектов энергетики имеет право на существование и часто – единственная возможность восстановить объект, но возникает много вопросов к деталям реализации подобных проектов.
«ГЧП подразумевает совместное финансирование проекта, но кто будет в итоге владельцем построенного объекта? Резонно предположить, что владение должно быть в тех же пропорциях, в каких осуществлялось финансирование проекта, – рассуждает Александр Щукин. – Но сейчас в Москве построенные энергообъекты полностью передаются в частную собственность». Эксперт поднимает еще ряд вопросов, на которые нет конкретных ответов: кто оплачивает услуги организатора строительства или заказчика-застройщика, идет ли их оплата из совместных денег, выделенных частным и государственным инвесторами?
«В этой ситуации получается, что частный инвестор выступает так же, как заказчик-застройщик, то есть фактически платит деньги сам себе. Тогда кто контролирует этот процесс и кто представляет интересы государства? В итоге, в данной ситуации государству после реализации проекта не возвращаются ни деньги, ни собственность», – резюмирует Александр Щукин.
С такой точкой зрения вовсе не согласен бизнес – именно государство часто «перетягивает одело на себя».
По словам предпринимателей, в организации ГЧП много подводных камней. «Я не понаслышке знаю, как сегодня государство отбирает партнеров для реализации своих задач в строительстве, и вижу следующие риски, – рассказывает глава некоммерческого партнерства «ЭКФ Электромастер» Дмитрий Назаров. – Первый риск в том, что государство противится возможности получения прибыли бизнесом, особенно когда речь идет о социальных объектах. Поэтому сегодня мы наблюдаем повсеместное участие в тендерах от 10 претендентов, и победу одного из участников только за счет более низкой цены, что не гарантирует качества технологий и материалов для конечного потребителя. Бизнес вынужден нанимать иммигрантов и использовать материалы сомнительного качества». Второй риск заключается в коррупции на уровне местного самоуправления, которая подразумевает «входную стоимость проекта». Как следствие, формируются несбалансированные риски участников. Третий – в доминирующей роли государства наряду с отсутствием необходимой правовой базы, в результате чего возникает проблема преимущества полномочий правительства в любом проектном процессе.
Кроме перечисленных, при реализации проекта ГЧП существуют риски строительные, финансовые, связанные с невыполнением обязательств, риски спроса и остаточной стоимости. Причем, риски создания и эксплуатации объекта также несет частный инвестор. Несмотря на все это в России много отраслей, бизнес в которых кажется неподъемным без господдержки, главные из них – электро и теплоэнергетика. Поэтому бизнес рискует. А в ответ ждет от государства шаги навстречу, в том числе утвержденный проект федерального закона о государственно-частном партнерстве, который был одобрен правительством еще в марте 2013 года. В проекте закреплен порядок заключения соглашений о ГЧП, в том числе и трехсторонних (между государством, частным партнером и банком, если частный партнер планирует привлекать кредитные средства). Предложенный документ нацелен на защиту бизнеса от законодательного произвола госорганов – при появлении законодательных норм, ухудшающих положение частного партнера, стороны должны прийти к взаимовыгодным условиям. Но проект пока проектом и остался…
Глава правления EKF Group Евгений Ойстачер: ГЧП необходимо чаще всего государству
Эта форма партнерства предполагает значительные инвестиции и длительный срок окупаемости (от 10 лет). В Москве ГЧП практикуется в редких случаях. И то, полагаю, что это стало возможно только при условии личного знакомства с первыми лицами государства». По мнению эксперта, для среднего бизнеса ГЧП не применимо. И этому есть две главных причины: отсутствие в стране «длинных» денег и неуверенность инвесторов в том, что «через 10 лет» совместный проект не уйдет «под крыло государства». Рынок еще не думает с перспективой на 15 лет вперед. Пока в стране есть и будет возможность зарабатывать быстрее, массовой практики ГЧП ожидать не стоит.
Возможно, государство учтет все «но» для развития сотрудничества с бизнесом. Ближайшая возможность открытого диалога появится уже в марте 2014 года, когда пройдет первая Российская неделя государственно-частного партнерства.