• 17.09
    2013

    Заседание экспертной секции «Электрические сети» в Госдуме

    Проблемам организации развития электрических сетей электросетевых организаций различных форм собственности, а также генерирующих мощностей в соответствии с утверждёнными схемами и программами перспективного развития было посвящено состоявшееся вчера в Государственной Думе РФ заседание экспертной секции «Электрические сети» при председателе комитета Госдумы по энергетике. В работе приняли участие глава комитета Государственной Думы ФС РФ по энергетике Иван Грачёв, председатель экспертной секции «Электрические сети» Александр Маслов – президент Ассоциации электроснабжения городов России «ПРОГРЕССЭЛЕКТРО», Екатерина Гусева - главный редактор журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение», ведущие эксперты отраслиВиктор Кудрявый, Михаил Линт, Степан Тодирка, Анатолий Свистунов.

    Проблем в электроэнергетической отрасли не убавляется, заметил И. Грачёв. Но и разумных предложений по их устранению от специалистов приходит много. Работа по внесению законодательных поправок, отвечающих требованиям времени, ведётся постоянно. Не всё удаётся сделать, тем не менее, консолидированные решения по изменению законодательства необходимо обработать и включить в поток проходных законопроектов, которые будут обсуждаться на осенней сессии ГосДумы.

    – В стране сложилась новая обстановка, – отметил Виктор Кудрявый. – Перед электроэнергетическими компаниями встала задача жить в условиях ограниченного роста тарифов. Это значит, что необходимо подготовить противозатратный комплекс мер, учитывая не только внутренние резервы компаний, но конъюнктуру рынка. Надо также посмотреть, почему механизм финансирования у нас самый дорогой в мире? Ведь по данным Банка «Ренессанс Капитал», в России стоимость финансового капитала, который идёт на инвестиционную деятельность энергокомпаний, на закупку топлива, ремонтные нужды и пр., повышает тариф на электроэнергию для конечного потребителя на 9–50%. Тем самым полностью уничтожается преимущество страны, обладающей уникальными запасами энергоресурсов и производящей собственное топливо. Этот вопрос требует серьёзной законодательной проработки.

    Не менее остро стоит вопрос радикального обновления Федерального Закона № 35 «Об электроэнергетике». Изначально ФЗ-35 создавался с ориентацией на Единую национальную электрическую сеть. Об электрораспределительном секторе там не сказано ни слова. И этот факт имел далеко идущие последствия. Нет чётких правил – нет и порядка: появились свыше трёх тысяч разношерстных ТСО, возник «тарифный котёл», который в мире давно упразднён, и многое другое.

    Участники заседания внесли предложение, во-первых, изменить название главы 3 ФЗ-35, а, во-вторых, – полностью переработать её с участием ОАО «Россети». В частности, предлагается главу 3 назвать «Электросетевой комплекс РФ» и отразить в нём сложившуюся структуру электросетевого комплекса (ОАО «ФСК ЕЭС», МРСК, ТСО).

    Пристальное внимание было уделено проблеме территориальных сетевых организаций.

    В России продолжается бесконтрольный рост количества ТСО, что приводит к снижению качества электроснабжения конечных потребителей, росту тарифов на электроэнергию, неразберихе в сфере технологического присоединения.

    Откуда берутся новые ТСО? Где источники, которые помогают им плодиться? Оказывается, их несколько. Прежде всего, они заложены в существующем законодательстве и, как следствие, – в технических условиях крупнейших сетевых компаний. «Я проанализировал итоги 2012 года и нашёл около 40 условий, позволяющих создать новые сетевые организации», – рассказал Анатолий Свистунов.

    Кроме того, местные власти, чтобы заработать средства на жизнь, спешат продать участки муниципальных сетей с аукциона в любые руки. В результате появляется множество ТСО, каждая из которых владеет рядом электросетевых объектов, являющихся частью единой сети.

    Руководитель экспертной секции, президент Ассоциации электроснабжения городов России «ПРОГРЕССЭЛЕКТРО» Александр Маслов отметил, что в стране появилось два вида ТСО: есть мелкие организации (большинство из которых нельзя назвать «сетевыми» по их техническому состоянию и возможностям). И есть относительно крупные компании, которые активно скупают сети, имеют долгосрочные инвестиционные программы, используя систему RAB-регулирования, а потом диктуют свои условия потребителям, пренебрегая их интересами и невзирая на отраслевые ограничения, действующие для традиционных  сетевых организаций, входящих в ОАО «Россети». У них – своя техническая политика, свои стандарты и правила. Хотя в электросетевом комплексе всё это должно быть единым.

    Чтобы остановить негативное развитие ситуации, необходимо поставить законодательный заслон на пути появления новых ТСО, подчёркивали участники заседания. А для этого следует внести ряд поправок в законодательные и подзаконные акты. «Мы не можем бороться с ТСО запретительными мерами, – Степан Тодирка. – Но на законодательном уровне распространить на них требование соответствовать существующим у нас техническим стандартам, плюс закрыть для ТСО возможность техприсоединений новых потребителей, поскольку мощности они отбирают у ЕНЭС, – можно».

    – Нужны единые законы для всех сетевых организаций, – резюмировал Михаил Линт. –  Тогда серьёзные компании смогут спокойно работать, а вот покупка одного кабеля каким-нибудь сторонним собственником станет экономически невыгодным делом.

    А. Маслов добавил, что есть регионы, где муниципалитеты, являющиеся собственниками сети, готовы консолидировать свои сетевые активы с центром либо региональными сетевыми компаниями, но по закону передать они их не имеют права – только продать, причём только на аукционе. И этот вопрос, доведённый до законодательного абсурда, требует скорейшего разрешения.

    Эксперты предложили подумать о том, что было бы целесообразно признать все электросетевые активы, в том числе и доходящие до конечного потребителя, стратегическими. Поскольку электросетевой комплекс – монополия, являющаяся основой жизнеобеспечения страны, иным он быть не может.

    В очередной раз эксперты вернулись к «Правилам технологического присоединения». Ряд положений документа ставит сетевую компанию и заявителя в тупик. Например, в «Правилах» разъясняется, куда должен обратиться заявитель за присоединением. Оказывается, к той сетевой организации, чей кабель или сеть находится к нему ближе всего. А как, например, в Москве разобраться, какой кабель ближе? Не можешь понять, – иди в местные органы власти – там, может быть, скажут. А если не скажут, что делать?

    – Необходимо внести в «Правила технологического присоединения» (ст. 8) такую фразу: «Для упрощения процедуры подготовки и подачи заявок на технологическое присоединение органы местного самоуправления по согласованию с ОАО «Россети» могут назначить одну из сетевых организаций уполномоченной по сбору всех заявок от заявителей на закреплённой территории», – предложил А. Свистунов. При этом уполномоченная сетевая организация должна осуществлять взаимодействие с системным оператором и другими электросетевыми организациями на этой территории. А органы местного самоуправления и ОАО «Россети» будут осуществлять контроль за деятельностью уполномоченной сетевой организации, оказывая ей при этом необходимое содействие.

    На основе озвученных предложений членам инициативной группы было дано поручение в течение месяца сформулировать поправки к конкретным положениям законодательных и нормативных актов и представить их для рассмотрения в Комитет Государственной Думы ФС РФ по энергетике.