-
7.082013
Цели поставлены, но неясны
Продолжается обсуждение проекта Государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики», разработанной Министерством энергетики РФ. Документ одобрен правительством РФ ещё 4 апреля этого года. Однако тогда же было отмечено, что он нуждается в доработке. До 1 сентября 2013 г. в основной текст должны быть внесены поправки и изменения.
Госпрограмма включает 7 отраслевых разделов (подпрограмм): «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности», «Развитие и модернизация электроэнергетики», «Развитие нефтяной отрасли», «Развитие газовой отрасли», «Реструктуризация и развитие угольной промышленности», «Развитие использования возобновляемых источников энергии» и «Обеспечение реализации государственной программы». По каждому направлению идут экспертные дискуссии. В рамках данных мероприятий в Аналитическом центре при правительстве РФ проходят круглые столы, где профессиональное сообщество анализирует каждую подпрограмму, вносит свои поправки и предложения.
На днях состоялось обсуждение двух подпрограмм: «Энергоэффективность и развитие электроэнергетики» и «Развитие использования возобновляемых источников энергии». По словам заместителя директора Департамента энергоэффективности и модернизации ТЭК Минэнерго России Алексея Кулапина, Госпрограмма энергоэффективности и развития энергетики – это план действия министерства на ближайшие пять лет. Здесь отражены только те моменты, за которые несёт ответственность Министерство энергетики РФ, все остальные вопросы регулируются другими документами, в том числе Энергетической стратегией России. Внимание участников дискуссии было сосредоточено на следующих темах: стратегические цели развития российской электроэнергетики и место в ней возобновляемых источников энергии, целевые индикаторы, мероприятия подпрограмм, меры по повышению конкуренции в отрасли и меры по применению инновационных технологий.
Презентации подпрограмм провели заместители директора Департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ Леонид Неганов («Развитие и модернизация электроэнергетики») и Егор Гринкевич («Развитие использования ВИЭ»). Докладчики заранее приготовились к шквалу критики со стороны экспертов, но то, что они услышали, превзошло их ожидания. Эксперты заявили, что разделы, представленные для обсуждения, не годятся для Госпрограммы.
Директор по энергетике ОАО «НЛМК» Александр Старченко отметил, что непонятны цели программы. Вроде бы поставлена цель снизить долю затрат для потребителей электроэнергии, а каких именно затрат, для каких потребителей, в каких сегментах планируется снижение – неясно.
Совершенно абсурдным выглядит пункт, где говорится о повышении надёжности энергоснабжения. Надёжность нормируется штуками аварий в сетях, хотя такой подход давно уже устарел. Это говорит о том, что составителям документа не хватило элементарного профессионализма, чтобы не допускать таких ляпов.
В целом сумятица в целях и параметрах делает документ бесполезным, поскольку позволяет неоднозначно его толковать.
- Давайте выбросим мусор из программы и оставим только то, что действительно имеет значение, – предложил А. Старченко.
Первый заместитель директора Института проблем естественных монополий Булат Нигматулин считает, что базовым элементом Госпрограммы должны быть затраты потребителей на электроэнергию в ВВП. В документе ни слова не говорится о том, какие интегральные индикаторы закладываются в программу, насколько затраты российских потребителей сопоставимы с затратами потребителей других стран, каков будет реальный прогноз энергопотребления и т.д. А это все – важнейшие составляющие подпрограммы, ведь на основании этих показателей будет формироваться бюджет страны на 2014–2016 годы.
У нас большая проблема с прогнозами, подчеркнул Б. Нигматулин: последние шесть лет прогнозируется завышенное энергопотребление, а значит, планируются завышенные затраты на поддержание и развитие электроэнергетического сектора. И в программе просматривается та же логика. Похоже, государство не собирается вкладывать средства в электросетевой комплекс (к такому выводу приводит чтение Госпрограмы). Значит, за все благие намерения будет платить потребитель.
Россияне и так платят больше, чем в США и многих странах Европы (в том числе и тех, которые покупают нефть и газ в России), отмечали эксперты. Это позор для страны, которая использует для производства электроэнергии собственные энергоресурсы.
Государственная программа должна предусматривать меры, нацеленные на снижение стоимости электроэнергии для конечного потребителя, а не строить воздушные замки за чужой счёт.
Не менее жёсткой была реакция экспертов на проект подпрограммы по развитию ВИЭ. Они обратили внимание на то, что цель, закреплённая в документе так: «предотвращение угрозы национальной безопасности, связанной с нарастающим технологическим отставанием от развитых стран в области энергоснабжения», – не имеет никакого отношения к возобновляемой энергетике. «Никакой угрозы национальной безопасности от неиспользования возобновляемых источников энергии у нас нет,– заявил заместитель генерального директора по стратегии и развитию ОАО «Атомэнергопроект» Дмитрий Парамонов.– В стране достаточно традиционного топлива. У ВИЭ есть одна благородная цель: обеспечить электроэнергией удалённые, изолированные от ЕЭС территории, за счёт использования местных топлив, в том числе ветра, солнца, воды, термоисточников и т.д.
Именно здесь требуется финансовая поддержка государства. «Но, парадокс заключается в том, что в нашей стране не субсидируется развитие возобновляемой энергетики в изолированных районах,– отметил управляющий директор Фонда Стратегического Развития «Форсайт» Андрей Абрамов. – Субсидируется строительство ВИЭ-объектов там, где они не нужны».
Для справки: развитие ВИЭ до 2020 года предусматривает государственные субсидии от 100 до 300 млн руб. в год. Плюс 70 миллиардов рублей должны заплатить потребители через тарифы.
Согласно Госпрограмме, к 2020 году в топливно-энергетическом балансе страны возобновляемая энергетика должна составлять 2,5%.
Это неподъёмная и ничем не обоснованная цифра, считает советник президента ЗАО «Евроцемент», бывший заместитель министра топлива и энергетики РФ Виктор Кудрявый. Прежде, чем принимать столь ответственные решения, необходимо провести ряд серьёзных, масштабных мероприятий. Необходимо иметь оцифрованную карту климатических и природных условий страны, чтобы понимать, где и что можно строить. Кроме того, нужно оценить эффективность строительства ВИЭ в рамках программы экономического развития страны и конкретного региона. Так же следует разработать ценовые параметры – если объект построен в нужном месте, то как сообразуются затраты с доходами от продажи электроэнергии?
Всё это важно потому, что строительство объектов для возобновляемой энергетики – дело крайне дорогое. И далеко не все виды ВИЭ дают обоснованный эффект. Если, например, есть у нас мощный потенциал для развития биоэнергетики – надо его использовать, а не строить ветряки где попало. Это важно, потому что энергопотребление в сельской местности в стране упало в 6 раз. С таким подходом мы можем остаться без сельского хозяйства. Дать импульс к новому витку развития села можно через повышение энергообеспечения, которого несложно добиться за счёт использования биомассы. И создавать под это технологическую базу, создавать оборудование, находить новые инженерные решения.
В целом, суть замечаний экспертов сводилась к тому, что прежде, чем создавать очередной документ, нужно хорошо подумать: зачем он нужен? Пользу или вред он принесёт людям? И каковы будут последствия (социальные, политические, экономические) от его исполнения?
Энергетики предложили свою помощь в корректировке подпрограммы. Понимая, что времени осталось мало, а документ требует практически полной переработки, сошлись на том, что замечания и предложения будут систематизированы и по возможности включены в программу. Программа же на протяжении всего срока действия будет корректироваться в соответствии с социально-экономической ситуацией в стране.