• 25.07
    2013

    Где искать эффективность?

    В рамках мероприятий, посвящённых обсуждению проекта Государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики», вчера в Аналитическом центре при правительстве РФ состоялся круглый стол, в котором приняли участие представители министерств, ведомств, научных учреждений, топливно-энергетических компаний, предприятий обрабатывающей промышленности.

    Как отметил руководитель Дирекции по стратегическим исследованиям в энергетике Аналитического центра при правительстве РФ Александр Курдин, данная госпрограмма в целом правительством одобрена, но некоторые её пункты требуют доработки. Документ состоит из семи отраслевых подпрограмм: «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности», «Развитие и модернизация электроэнергетики», «Развитие нефтяной отрасли», «Развитие газовой отрасли», «Реструктуризация и развитие угольной промышленности», «Развитие использования возобновляемых источников энергии» и «Обеспечение реализации государственной программы».

    Заседание было посвящено вопросам развития нефтяной и газовой отраслей. Несколько позже планируется рассмотреть и другие разделы документа. Всю работу необходимо завершить в летние месяцы, поскольку к 1 сентября этого года эксперты должны представить поправки и дополнения к проекту государственной программы, от реализации которой к 2020 году ожидаются следующие результаты: снижение энергоёмкости ВВП на 13,5% (по сравнению с 2007 г.); доведение доли затрат на технологические инновации в общем объёме затрат на производство отгруженных товаров, выполненных работ и услуг до 2,5%; увеличение глубины переработки нефти до 85%; снижение выбросов парниковых газов на 393 млн т экв. СО2; увеличение доли организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве организаций до 25%; внутренние инвестиции компаний на исследования и разработки должны составить не менее 3% от выручки.

    С основными докладами по развитию нефтяной и газовой промышленности выступил заместитель директора Департамента добычи и транспортировки нефти и газа Министерства энергетики РФ Ринат Талипов. Он обозначил основные параметры развития отраслей до 2020 года, подчеркнув, что целью обсуждаемых подпрограмм является создание условий, обеспечивающих максимизацию бюджетных и экономических эффектов функционирования данных отраслей.

    Отличительной чертой госпрограммы «Энергоэффективность и развитие энергетики» является то, что государство не выделяет энергокомпаниям средства на осуществление программных мероприятий. Его обязанность – создать благоприятные условия для решения поставленных задач.

    Между тем, с благоприятностью пока получается не очень, отметили участники круглого стола.

    – Энергетики – люди зависимые, – подчеркнул главный эксперт Дирекции экологии и энергоэффективности ЗАО «АПБЭ» Василий Комиссаров. – Страна должна сообщить, сколько ей нужно нефти, газа, угля, электроэнергии, чтобы мы понимали, над чем именно надо работать. К сожалению, этого нет.

    – Большой минус программы – отсутствие межотраслевого баланса, нет привязки к промышленному развитию страны, – добавил начальник управления по транспорту ОАО «Северсталь» Сергей Нарышкин. – О каких цифрах прироста можно говорить в такой ситуации? Это просто раздутый формализм.

    Советник генерального директора по инновационным проектам ООО «Стройгазмонтаж» Александр Карасевич заметил, что в предлагаемой программе нет базовых элементов. Например, не определено, какие механизмы подразумевают разработчики документа для снижения ВВП? Указано, например, что к 2020 г. нужно выйти на уровень добычи газа 826 млрд м3. А зачем? Кто потребит такие объёмы? И в какую сумму обойдётся такое достижение? Где здесь энергоэффективность?

    В принципе, базовым элементом повышения энергоэффективности должна стать оптимизация топливно-энергетических балансов. Но эта оптимизация должны проводиться с учётом экономической и политической ситуации, складывающейся в  стране и мире. Это тесно связано с проблемой обоснованности вложения инвестиций. Любые энергетические проекты связаны с большими затратами. Но если миллиарды не дают должной отдачи,– кто будет оплачивать чужие амбиции? Конечно, потребитель.

    Эффективность отечественной экономики напрямую зависит от цен на энергоресурсы и электроэнергию. «О какой эффективности в промышленности можно говорить, если за год цена на электроэнергию повысилась на 18%?», – возмущались потребители энергии. Представитель «Северстали» прямо заявил, что российская компания открывает новые заводы в США, потому что там газ и электричество стоят дешевле. По такому же пути идут и другие крупные промышленные предприятия. А это очень тревожный сигнал.

    Важнейший вопрос дальнейшего развития ТЭК касается модернизации производства и использования инноваций. Ситуация в отраслях складывается непростая. Дело в том, что не создано инновационно-технологического задела на период после 2020 года. Весь этот ворох проблем государство перекладывает на госкомпании. Между тем, компании – это потребители инноваций, они готовы покупать опробованные технологии и решения, но рисковать за счёт покупки инновационных продуктов – не могут. В связи с этим, государство должно пересмотреть меры, стимулирующие развитие инновационной деятельности. Иначе мы можем столкнуться с ситуацией, что фундаментальные разработки есть, а их коммерциализация отсутствует.

    Большой блок вопросов касался и совершенствования налогообложения в энергетике. Заведующая отделом развития нефтегазового комплекса России и мира ИНЭИ РАН Татьяна Митрова считает, что механизм налогообложения нужно поменять полностью. Налог должен платиться с прибыли компаний, и эффект от этого будет куда выше, чем он есть сегодня. Начальник отдела ТЭК Департамента развития секторов экономики Минэкономразвития РФ Вячеслав Савинов отметил, что сейчас обсуждается вопрос перехода к налогообложению компаний по финансово-экономическому результату. Эта тема ещё требует проработки, но очевидно, что у государства появляется возможность брать больше налогов с меньшего количества компаний, чем мало налогов со всех.

    В ходе круглого стола были затронуты самые разные аспекты госпрограммы «Энергоэффективность и развитие энергетики». Практически все дискуссанты отмечали, что данная программа укладывается в рамки действующей Энергетической стратегии России, которая уже устарела и нуждается в серьёзной корректировке. «Поэтому наша задача – активизировать работу по обновлению Энергетической стратегии страны. И я призываю экспертов, участвующих в обсуждении госпрограммы, принять в этом самое действенное участие», – резюмировал главный советник руководителя Аналитического центра при правительстве РФ Леонид Григорьев.