• 19.07
    2013

    Реформы не создали проблему, они её вскрыли

    Неблагоприятная макроэкономическая ситуация, сложившаяся в стране, оказывает серьёзное влияние на деятельность электроэнергетических компаний, и прежде всего, на предприятия электросетевого комплекса. Об этом сказал вчера на пресс-конференции в РБК заместитель министра энергетики РФ Михаил Курбатов.

    Исходя из существующих реалий, руководством страны принято решение о сдерживании роста энерготарифов на уровне инфляции. В этих условиях средств, полученных за потребленную электроэнергию, компаниям теперь будет хватать только на текущий ремонт и поддержание работоспособности действующих энергообъектов. Для строительства новых мощностей и модернизации электросетевым компаниям придется привлекать инвестиции «со стороны».

    Крупные корпорации уже сократили свои инвестиционные программы. И, видимо, процесс секвестирования продолжится.

    Кроме того, жёсткие экономические условия заставляют энергетиков вплотную заняться снижением операционных и капитальных расходов. Так, в стратегии ОАО «Россети» зафиксировано снижение удельных операционных расходов на 40%, удельных капитальных расходов на 35%. Отмечено также сокращение сроков и уменьшение стоимости техприсоединения. Все эти задачи должны решаться вкупе с повышением надёжности и качества энергоснабжения.

    С целью снижения нагрузки на крупных потребителей (прежде всего, промышленные предприятия) планируется упразднить перекрёстное субсидирование. Этот процесс будет идти поэтапно. И начнётся он 1 января 2014 г. с отмены механизма «последней мили» в отдельных регионах. Делать всё сразу и повсеместно невозможно, поскольку есть регионы, где отмену «перекрёстки»  придётся отложить на три-пять и более лет, чтобы не допустить социального взрыва.

    Отмена перекрёстного субсидирования в целом и договоров «последней мили» в частности, процесс сложный и болезненный. Он, несомненно, приведёт к росту тарифов для населения и других мелких потребителей. Поэтому всем сторонам – потребителям, сетевым компаниями, Министерству энергетики РФ – придётся искать законодательно непростой компромисс. «Я надеюсь, что мы до сентября такой компромисс выработаем», – сказал М. Курбатов.

    Обозреватель журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» отметил, что многие проблемы в электроэнергетике, в том числе проблема «последней мили», возникли в результате реформирования (дробления) отрасли и задал вопрос заместителю министра: «Планирует ли Минэнерго предпринять последовательные шаги по совершенствованию структуры электроэнергетики, чтобы таких коллизий больше не возникало?

    – Перекрёстное субсидирование в электроэнергетике было всегда,– ответил М. Курбатов.– Просто о нём никто не знал, вернее, знали, но ограниченное количество людей. Сейчас об этом знают все, потому что эти «последние мили» в магистральные сети были выделены из объединённого АО «Энерго». Это не означает, что в результате реформирования появилась проблема – она была просто вскрыта. Раньше энергокомпании отличались полной закрытостью, их издержки были непрозрачны для потребителя, непонятны для регуляторов. После реформирования мы хотя бы узнали, сколько стоит передача по магистральным сетям, какие объекты это финансируют, что конкретно платят потребители этого региона, и какие объекты они за это получают.

    Что же делать со сложившейся системой? К сожалению, придётся принимать неприятные решения по перекрёстному субсидированию и «последней миле». Ведь при такой макроэкономической ситуации, как сегодня, промышленные потребители просто не могут платить те суммы, которые им выставляются. Пока у промышленников были накопления, – они молчали. Теперь возмущаются и спорят. И если на них продолжать вешать дополнительные расходы, – они начнут закрываться. В прошлом году нам уже пришлось «спасать» алюминиевый завод, в этом году вынуждены принимать адресные решения по Республике Карелия. И такое происходит сплошь и рядом.

    Выходом из ситуации для крупных потребителей может послужить создание собственной генерации. Но в результате развалится энергосистема, поскольку нагрузка перекрёстного субсидирования ляжет на потребителей среднего и малого бизнеса. Резюме: нам всем нужно всё-таки взять на себя смелость и принять решение по ликвидации перекрёстного субсидирования хотя бы поэтапно, по каждому региону, особенно по тем, где губернаторы, принимавшие ранее популистские решения, довели объёмы перекрёстного субсидирования до неудобоваримых форм.

    Ещё на один й  вопрос журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» – будут ли сбыты объединены с сетевыми компаниями – замминистра энергетики ответил, что вряд ли это было бы правильно:

    – На мой взгляд, одним из важных достижений реформирования отрасли является создание конфликта интересов между сетевой и сбытовой компанией. Когда сбыт и сеть объединены, особенно если это государственная компания, то, как показывает практика, мы имеем дело либо с потерями, либо с безучётным потреблением электроэнергии. Где у нас самые большие потери? Понятно, Северный Кавказ, Республика Тыва, Калининград, где до недавнего времени были объединены сеть и сбыт. На Северном Кавказе, как только мы приняли решение, чтобы даже внутри «Россетей» развести сбыт и сети, сразу же снизился уровень потерь.

    Нужно делать всё для того, чтобы на розничном рынке возникла реальная конкуренция, и к этому уже создано много предпосылок. Но если мы передадим сбытовую компанию в сетевую организацию, то поставим крест на любой форме конкуренции на рынке электроэнергии. Мы с этим не можем согласиться.