• 5.07
    2013

    Электромобиль: путь к сердцу водителя

    В мире сложился устойчивый спрос на электромобили. Это не первый всплеск интереса к электромобильному транспорту, история развития которого богата и чрезвычайно интересна. Первый автомобиль на электрической тяге появился в 1829 г. в России. А уже конце XIX столетия десятки электромобилей колесили по дорогам Америки и европейских государств. Казалось, у этой машины большое будущее. Но триумфальное шествие электромобиля споткнулось о несовершенство зарядной инфраструктуры. Довольно скоро электропривод уступил место двигателю внутреннего сгорания. А заправочные станции для ДВС оказались проще и практичнее электрозарядных установок.

    Впоследствии мир неоднократно возвращался к идее возрождения электромобиля. Однако ни разу эта затея не была реализована в полной мере.

    Сегодня экономическая ситуация, сложившаяся в добывающих отраслях (истощение запасов нефти, необходимой для производства бензина, удорожание добычи, транспортировки, переработки и пр.), а также проблемы экологического порядка вновь сформировали общественный спрос на электрический автотранспорт. Но современная обстановка от прежних отличается тем, что уровень развития электросетевого комплекса позволяет решить те проблемы, которые ранее тормозили создание зарядной инфраструктуры. Кроме того, технологии производства электромобилей становятся все совершеннее и дешевле, что повышает привлекательность электрических авто.

    Об этом рассказал на 2-м Всероссийском форуме по электротранспорту и зарядной инфраструктуре «Электромобилиада-2013», информационным партнером которого выступил журнал «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение», первый заместитель генерального директора по технической политике ОАО «Россети» Роман Бердников. Он отметил, что Россия активно включается в мировой тренд и планирует довольно быстро догнать ушедшие в электромобильном направлении страны. В целях удовлетворения сложившихся потребностей рынка РФ зарядной инфраструктурой для электротранспорта ОАО «Россети» при участии ООО «Револьта» разработало Всероссийскую программу развития  зарядной инфраструктуры для электротранспорта. В документе предусмотрены три этапа создания условия для широкомасштабного внедрения всех видов автономного электротранспорта на территории России. На первом этапе (2013-2014 г.) планируется разработать технологические решения (НИОКР), организационных и нормативно-правовых форм, а также реализовать пилотные проекты по применению электротранспорта и созданию зарядной инфраструктуры. На втором  (2014-2015 г.) – начнется развертывание зарядной инфраструктуры в ключевых регионах и внедрение на их территории электротранспорта. Третий этап (2015-2020 г.) сопряжен с полномасштабным развертыванием зарядной инфраструктуры по всей территории страны и массовое внедрение электротранспорта.

    Программа максимально сжата по времени, однако предпосылки для ее успешной реализации налицо. Во-первых, в мире накоплен немалый опыт реализации подобных проектов. Во-вторых, известны многие ошибки, с которыми сталкивались первопроходцы электромобильного бизнеса. В-третьих, просчитаны разносторонние экономические эффекты от внедрения электромобильных проектов.

    Лидеры мирового автопрома предлагают России свои лучшие образцы. Известный концерн Митсубиши, помимо уже известной легковушки, готов поставить внедорожник, а года через полтора  – электровнедорождник типа пикап с большим запасом пробега на одной зарядке (500 км) для жестких климатических условий нашей страны.

    Великолепный электромобиль спортивного типа разработала компания BMW. Руководитель подразделения инновационных проектов по направлению «электромобильность»  BMW group Джулиан Вебер рассказал об особенностях данной разработки: машина легкая, комфортная, маневренная, с мгновенной быстротой разгона. Она, как и все ее электрические собратья, проста в эксплуатации, бесшумна и экологична.

    Не менее интересные образцы, но уже грузового электротранспорта продемонстрировал управляющий директор Smith Electric Vehicles Europe Джефф Эллисон. Он презентовал серийный электрогрузовик Smith Electric Newton, который выходит на российский рынок. Грузовой электротранспорт, выпускаемый этой компанией, работает в разных странах, применяется для перевозки продуктов питания и других грузов.

    В рамках форума «Электромобилиада-2013» работала выставка электромобильных средств и зарядной инфраструктуры, на которой была продемонстрирована разработка Smith Electric Newton. Желающие могли попробовать автомобиль в работе.
    Кстати, выставка отличалась тем, что на любом экспонате можно было прокатиться. В выставочном ряду соседствовали ретро-мобиль 1913 года рождения и современный легковой электротранспорт Mitsubishi i-MIEV, Nissan Leaf, Chevrolet Volt, Smith Edison, электробусы большого класса, грузовики и гердакар для внутризаводских перевозок (подходит также для гостиничных комплексов, парков, санаториев и пр.), а также наша российская разработка «Лада Эллада».

    Все эти образцы уже присутствуют (либо появятся в ближайшее время) на российском рынке. Ряд регионов уже заявил о желании развивать у себя электротранспорт. Заявки на пилотные проекты подали Санкт-Петербург, Калужская область, Екатеринбург и другие. ОАО «Россети» оценивает возможности территорий для проведения электромобильного эксперимента. Среди успешно реализованных проектов по развитию электротранспорта и зарядной инфраструктуры можно назвать  МОЭСК-EV и на острове Валаам. «Цель этих проектов – создать условия для продвижения всех типов электромобилей», – пояснила советник первого заместителя председателя правления ОАО «ФСК ЕЭС» Екатерина Квокова.

    Зарядная инфраструктура должна быть адекватной тем видам электротранспорта, которые используются в стране. Опытом развертывания и оптимизации зарядной инфраструктуры в Ирландии поделился технический директор ESB ecars Сенан Макграф (Ирландия), о развитии Эстонской национальной системы быстрой зарядки электромобилей  поведал руководитель программы электромобильности KredEx Ямо Туск, о системе совместного использования электромобилей, развитии зарядной инфраструктуры и проектах городских властей по массовому внедрению электромобилей в Индианополисе (США) рассказал генеральный директор Energy Systems Network Пол Митчелл. Выступающие отметили, что зарядные устройства должны располагаться в максимальной доступности для потребителя. Станции долгой и станции быстрой зарядки целесообразно развивать в определенных пропорциях, учитывая не только экономическую целесообразность, но и психологию водителей.

    О том, какую работу по созданию единой зарядной сети для электромобилей проводит компания «Revolta», а также о моделях размещения объектов зарядной инфраструктуры и способах расчетов с потребителями сообщил генеральный директор ООО «Револьта» Максим Осорин. Кроме того, он подробно остановился на проблемах совершенствования законодательства в области электромобильного транспорта и государственном стимулировании (монетарного и немонитарного порядка) электромобильного сектора.

    Первый шаг в этом направлении уже сделан: 1 июля с. г. вышло Постановление правительства Москвы, в котором есть пункт о том, что для транспортных средств на электрической тяге разрешена бесплатная парковка в пределах Садового кольца.

    Фотоотчет