• 14.06
    2013

    Заседание в Госдуме РФ

    В каком направлении должна развиваться российская электроэнергетика, размышляли на вчерашнем заседании комитета Государственной Думы РФ по энергетике представители законодательной и исполнительной власти, профильных ведомств, научных и промышленных сообществ, профессиональных и общественных объединений.

    Прежде, чем обозначить пути дальнейшего развития базовой для экономики страны отрасли, председатель комитета ГД по энергетике Иван Грачёв предложил участникам заседания дать краткую оценку результатам реформирования электроэнергетики. Для многих выступающих эта задача оказалась нерешаемой. «Я не буду давать оценку реформам, поскольку процесс реформирования ещё не завершён: что-то сделано, что-то нет», – заявил директор Департамента развития электроэнергетики Минэнерго России Сергей Васильев. Он сосредоточился  на текущих проблемах. В частности, отметил, что рост энергопотребления в стране продолжается, хотя и не такой интенсивный, как прогнозировалось. В соответствии с увеличением спроса, растёт объём вводов: только в прошлом году в эксплуатацию введено 6,5 ГВт новых мощностей. Большое внимание Министерство энергетики РФ уделяет инвестированию отрасли: в 2014 г. в электроэнергетику планируется направить около одного триллиона рублей.

    При этом много вопросов вызывает эффективность использования средств. Как показывает анализ, износ фондов в электроэнергетике остаётся высоким. Только в электросетевом комплексе он достигает 60%. Кроме того, вызывает тревогу тот факт, что при возведении новых объектов компании нередко завышают стоимость строительства. Затраты же оплачиваются из кармана потребителей через повышение тарифов.

    Вообще в сфере ценообразования сложилась удивительная ситуация: в том секторе рынка, где прошла либерализация, цены росли значительно медленнее, чем в том, где сохранилось государственное регулирование. Это говорит о том, что необходимо заниматься доразвитием рынка, считает С. Васильев. Представитель Минэнерго также отметил, что самый высокий рост цен зафиксирован в электросетевом комплексе. Вместе с тем, сетевики не чувствуют должной ответственности за надёжность электроснабжения. Они больше озабочены тарифами, чем надёжностью, что негативно сказывается на имидже отрасли.  Представителя министерства поддержали многие выступающие.

    В последние годы рост тарифов на электроэнергию в России превысил уровни цен в США и некоторых странах Европы. Это привело к росту задержек платежей со стороны потребителей. Сегодня потребителю дешевле нарушить платёжную дисциплину по отношению к энергетикам (поскольку штрафы за это просто мизерные), чем брать кредит в банке под 18–20% для погашения задолженности.

    Российская электроэнергетика и российское общество стоят на пороге серьёзных перемен. В 2014 году прекращает существование конструкция «последняя миля». Будет ли этот процесс сопровождаться сдерживанием тарифов? Или нет? К чему всё это, в конечном счёте, приведёт?

    Кроме того, Министерство энергетики РФ готовит нормативные документы по упразднению в 2015 году перекрёстного субсидирования. Чем обернётся для страны этот шаг, – тоже остаётся неясным.

    Нельзя недооценивать влияния электроэнергетики на социально-политическую ситуацию в стране, отметил видный учёный в области системотехники и энергетики, первый министр топлива и энергетики РСФСР (1991 г.), член-корр. РАН Анатолий Дьяков. В прошлом году в Болгарии из-за роста тарифов начались народные волнения – правительство страны было вынуждено уйти в отставку. Такая же ситуация назревает в ряде других европейских государств. Чужой опыт стоит взять на заметку, чтобы не допустить социального взрыва у себя дома. Мы продолжаем экспериментировать, а ситуация в электроэнергетике тем временем ухудшается. Положение не кажется критическим лишь потому, что рост энергопотребления идёт очень медленно. Если же спрос резко подскочит – мы просто рухнем.

    Что нужно сделать, чтобы этого не произошло? Прежде всего, разобраться с эффективностью тарифов и ослабить нагрузку на потребителя. Основным источником инвестирования всегда были и остаются тарифы. Но у нас они настолько завышены, что становятся причиной снижения экономической активности в стране. Для электроэнергетики это – тревожный сигнал. Уповать на развитие конкурентного рынка среди генераторов вряд ли разумно: по большому счёту АЭС, ГЭС и ТЭЦ в силу своих особенностей не могут участвовать в конкурентном секторе. Остаются только ГРЭС. Но чтобы они конкурировали, нужны адекватные электрические сети с резервом проводов по сечению в 30%. У нас этого нет.

    Более того, в мире сама целесообразность развития рынка в электроэнергетике вызывает большие сомнения. На 21-м Всемирном электроэнергетическом конгрессе (2010 г., Канада) было высказано экспертное мнение о том, что рынок, созданный в данной отрасли, себя не оправдал. У нас же продолжают держаться за развитие рыночных отношений, хотя собственный десятилетний опыт показывает эфемерность данной идеи.

    Учёный считает, что на данном этапе необходимо отказаться от оптового рынка на сутки вперёд, а также от рынка мощности.

    По поводу развития модели рынка высказывались разные мнения. Заместитель председателя Правления НП «Совет Рынка» Олег Баркин считает, что в электроэнергетике нельзя без госрегулирования. Но там, где можно вводить рыночные механизмы, – надо использовать эту возможность. Главное – соблюдать разумный баланс между рыночными и регулируемыми инструментами рынка.

    Директор Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Григорий Выгон, отметив, что на ОРЭМ цены на электроэнергию для населения растут втрое медленнее, а для крупных потребителей вдвое быстрее, подчеркнул, что существующая модель рынка требует серьёзной коррекции. Есть несколько платформ реформирования рынка электроэнергетики. Все они имеют как свои «плюсы», так и «минусы». Но очевидно, что от действующей системы рыночных отношений необходимо переходить к двусторонним договорам между потребителями и поставщиками электроэнергии. Чем больше будет таких договоров, тем ниже будет цена на балансирующем рынке.

    Прежде, чем принимать ключевые решения, не мешало бы спросить потребителя: а ему это надо? Такой точки зрения придерживается председатель подкомитета по энергосбережению, энергоэффективности и тарифной политике Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Георгий Кутовой. «По какому принципу следует оценивать результаты реформы в электроэнергетике и текущее состояние? По потребителю, ­– сказал он.– А тут по всем параметрам результат отрицательный. Тарифы не снизились, частные инвестиции в отрасль не потекли, надёжность электроснабжения ослабла. Плюс к этому, государство, которому было поручено регулирование сетевой компоненты, выдало самые высокие тарифы по отрасли! Вдобавок ввело ДПМ для строительства новых энергообъектов, возложив на потребителя дополнительную финансовую нагрузку и даже не спросив его: а нужны ли ему возводимые мощности? И на каких условиях он готов ими пользоваться? Да и вообще пора задаться вопросом: почему строительство энергообъектов в России обходится намного дороже, чем в любой другой стране? Только ли в климатических и географических особенностях тут дело?» Представитель ТПП РФ предложил создать рабочую группу, которая сформулировала бы внятную позицию потребителей: что им надо и на каких условиях.

    Такая группа необходима, согласны представители НП «Совет рынка». Они отметили, что при таком уровне тарифов вести бизнес в России становится невыгодным. Продукция энергоёмких производств становится неконкурентоспособной на мировом рынке. Вот это, пожалуй, и есть главный результат реформирования электроэнергетики.

    – Это верное замечание, –  подтвердил член комитета Госдумы РФ по энергетике Валентин Романов. – Подходить к оценке реформ только с отраслевых позиций нельзя. А позиция потребителя учитывается очень слабо. Нам пора разобраться: что за систему мы сегодня выстроили, при которой губернаторы, отвечающие за социально-экономическое благополучие регионов, не имеют никакого влияния на электроэнергетические компании? Почему инвестиции, о которых так много говорили зачинщики реформ, так и не потекли в отрасль, а за всё платит потребитель? Почему электростанции строятся за полторы тысячи километров от потребителя, накручивая тем самым тарифы за транспортировку электроэнергии? Неужели, начиная реформы, никто не видел, к чему они приведут? Страна, две трети которой находится в зоне мерзлоты, не может быть такой близорукой.

    – В области электроэнергетики нам необходимо сосредоточиться на двух главных вещах: системном стратегировании и технологических приоритетах, ­– убеждён генеральный директор ЗАО «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике» Игорь Кожуховский. – У нас есть немало перспективных нормативно-правовых документов, которые на практике ничем не подкреплены. Поэтому и возникают шараханья из стороны в сторону. Пора научиться мыслить и действовать системно и целенаправленно.

    Подводя итоги заседания, И. Грачёв отметил, что в отечественной электроэнергетике сохраняется множество проблем, как субъективного, так и объективного порядка. Самые глубинные из них сосредоточены в структурно-управленческой плоскости. И качество их решения во многом зависит от профессионализма и объективности всех сторон, участвующих в этом процессе.

    Фотоотчет