• 13.05
    2013

    Депутат Грачев: Чтобы удержать тарифы, Путин вынужден будет разобраться с управляющими компаниями

    Последние встречи Путина с правительством  со стороны выглядят весьма необычно. Президент на них как бы представляет население РФ, с его коммунальными и бытовыми заботами. А министры – важную либеральную идею, краеугольным камнем упирающуюся почему-то именно в тот же сектор – коммунально-бытовой. Президент нынче выглядит мягким к людям, министры же наоборот строги, и вроде хотят на людях сэкономить, и даже, что можно, отобрать. Сермяжная правда в таком взгляде есть. Иллюстрацией может служить хотя бы намерение конфисковывать у собственников жильё за коммунальные долги – вспомним «апрельские тезисы», размещённые на сайте Минрегиона. Ведомство поспешило от них откреститься, убоявшись реакции общества. Но работающие в тесной связке с министерством творцы законопроекта,  уверяют через крупнейшие информационные агентства, что час такого решения очень скоро настанет. С чем очень трудно не согласиться, т.к. вся нормативная база к этому давно подведена, как к последнему, решающему  аккорду.

    Так что же во власти происходит – игра в хорошего и плохого полицейского? Или вправду растут противоречия и меняется расклад сил, а в качестве разменной карты используется, как наиболее чувствительная, жилищно-коммунальная сфера?

    С этим мы обратились к председателю Комитета Госдумы по энергетике, доктору экономических наук, Ивану Грачеву.

    -  Считаю, что никакой игры нет, – ответил Иван Дмитриевич. – Просто те экономические идеи, которые грантодатели из-за рубежа реализуют в России посредством наших грантополучателей – перестали в окружении Путина считаться единственно верными. Вот и всё. Но это уже прогресс.

    - Вы не боитесь, что вас запишут в ретрограды?

    - Истина дороже всякой выгоды, особенно когда на весах судьба страны. Давайте, чтобы не растекаться по древу, за основу сейчас возьмём именно ЖКХ. Президент ведь понимает, что сфера эта оказывает самое большое влияние на политический барометр. Тут много наворочено, на уровне законов и норм. Наплодили структур, которые управляют не имуществом домов, а деньгами – без банковской лицензии.

     - Имеете в виду управляющие компании?

    - Именно. Мало того, что нельзя от них добиться прозрачности в расходовании квартплаты. Выстроена целая индустрия по присвоению средств РСО.

    - Ресурсоснабжающих организаций?

    - Да. Схема такая: создают на полгода управляющую компанию, она собирает деньги и не расплачивается с поставщиками тепла. Потом банкротится. Потом те же люди создают следующую компанию. А платить за всё заставляют жильцов. Для них это «золотое дно» – в России 61 миллион квартир и индивидуальных жилых домов! Мы помним, как с Нового года плата за коммунальные услуги выросла сразу в 50 регионах, и рост кое-где достиг 225 процентов. Помним и то, как реагировал Путин. Надо ведь понимать, что если управляющая компания не заплатила долги поставщикам  – следующим шагом их будет за счёт различных ухищрений залезть глубже в карман рядового плательщика. И получай рост социального напряжения, оно постоянно копится…

    - Действительно, очень распространено мнение среди рядовых жильцов, что деньги отдаются  неизвестно кому.  Судя по постам в интернет-форумах, большинство просто не знают ничего об организационно-правовой форме в которой созданы эти УК, не знакомы с их уставным фондом и видами деятельности …

    - Сначала о 6 процентах – лимите на рост квартплаты, обещанном Путиным. Я абсолютно уверен, что рост коммунальных платежей сегодня держится исключительно на честном слове Президента. То же и с конфискацией жилья. Но не потому, что это связано с какой-то экономической целесообразностью. Наоборот, следовало давно законодательно ввести запрет на рост тарифов – от этого мы бы приобрели, ничего не потеряв. Но  в том-то и дело, что нормативная база даёт возможность  с одной стороны «пилить» и присваивать, а с другой – компенсировать с помощью населения. За тепло-то ведь большинство жильцов всё-таки платит. Почему же деньги пропадают? Жилищный Кодекс создал некоего монстра, в основном выполняющего функции платёжного агента, посредника, с непрозрачной сутью и формой. Монстра, которому законом и  правительственными постановлениями определено слишком широкое поле для коммерческого маневра. По информации прокуратуры, в Волгоградской области управляющая компания часть платежей за горячую воду и тепло раздавала в качестве займов физическим лицам. За два года раздали свыше 120 миллионов рублей! Вопиющий пример, а копни глубже – выявится и не такое. При нашем комитете работает экспертная группа. Посчитав, наши энергетики пришли к выводу: львиная доля неплатежей образуется из-за того, что УК используют средства населения не по назначению.

    Президент, мне кажется, сейчас это тоже сознаёт. Однако, чтобы сменить тренд, возвращаться нужно к истокам. И менять надо всё, начиная с Жилищного кодекса.

    - Если даже президенту тяжело приходится – в состоянии ли рядовой житель повлиять на свою управляющую компанию?

    - Часто это бывает невозможно – так всё спутано в законах и нормах. Причём, я подозреваю, что делалось всё с далёким прицелом. ЖКХ сейчас самая болезненная тема не только в России. Всё больший удельный вес эта тема приобретает в политических процессах Восточной и Южной Европы. Дамоклов меч выселения там довлеет над бедными и даже средними слоями. Какую это вызывает реакцию – мы знаем из новостей. Видимо подталкивают к политической активности и россиян. Абсолютно уверен – пришла пора обезопасить российскую экономику от чужих проектов и разработок. Доходит до издевательств. В Ангарске, Иркутской области, додумались блокировать отдельным жильцам канализацию. Не поверил бы, если б не сообщение в «Российской газете». Допустим, кто-то один не платит, но почему должен страдать весь подъезд, или сразу целый дом? Это же насмешка, неуважение к своим гражданам!  Делается такое, к сожалению, не без идеологического содействия членов «расширенного правительства»…

    Вопросы задавал Анвар Тавобов