• 31.01
    2013

    Умные энергокомпании России-2013

    Чем активнее идет процесс интеллектуализации сетей, тем больше возникает вопросов, на которые еще не найдено однозначных ответов. Прежде всего, до сих пор не определено, что же такое Смарт Грид? В большинстве стран (прежде всего, Евросоюза) под технологией Smart Grid понимается управление сетями на уровне потребителя. В России сделан упор на построение активно-адаптивных сетей высокого уровня. Какое движение – сверху вниз, либо снизу вверх – окажется более эффективным – покажет время.

    Не менее острым остается вопрос финансирования и инвестиционной привлекательности проектов Смарт Грид. Пока не найдено внятных ответов, откуда брать средства на их реализацию и кто, в конечном счете, за это заплатит? Открытым остается вопрос, насколько вырастут тарифы для потребителей, пользующихся услугами интеллектуальной сети? Еще один аспект связан рисками, возникающими в области передачи и  обработки данных. Стремительный рост доступности информации и обмен данными в режиме реального времени, связанный с развитием Смарт Грид, делает сеть уязвимой для атак хакеров. В мире уже работают хакерские компании, специализирующиеся именно на этом направлении. Можно ли в этих условиях обеспечить должную безопасность и надежность энергоснабжения?

    Противоречивые мнения существуют и по теме: нужна ли умная сеть России? «Убедительных обоснований для ее развертывания пока нет», – считает начальник корпоративного отдела технологий и инноваций MVV Energie AG (Германия) Фриедер ШМИТ. Российские эксперты настаивают на обратном.

    По этим и другим актуальным проблемам развернулась дискуссия на IV Ежегодной Международной конференции «Умные энергокомпании России-2013» в Москве,  организованной компанией «Клэрион Ивентс ЛТД» («Синерджи») при информационной поддержке портала RusCable.ru и журнала «Электроэнергия. Передача и распределение».

    Открывая конференцию, Директор Департамента административной и законопроектной  работы Министерства энергетики России Владимир СМИРНОВ подчеркнул, что в текущем году в стране побито несколько рекордов по энергопотреблению и востребованности энергоресурсов. Электроэнергетическим компаниям необходимо чутко реагировать на спрос потребителей. А для этого нужно быть готовыми технологически и организационно. Государственная политика нацелена на поступательное развитие электроэнергетики. Инвестиции в отрасль будут расти, со стороны государства будут предприниматься все меры для того, чтобы российская электроэнергетика стала умной, надежной и безопасной.

    О том, что происходит в настоящее время в российском электроэнергетическом комплексе и что ждет его в обозримом будущем, подробно рассказал генеральный директор Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике (АПБЭ) Игорь КОЖУХОВСКИЙ. Он, в частности отметил, что, несмотря на благоприятные перемены, произошедшие в результате реформ, в отрасли остается множество проблем. На рынке сохраняется низкий уровень конкуренции, поскольку правила рынка не достаточно проработаны и здесь высок уровень монополизации. Более того,  необходимо изменить модель действующего рынка: Гарантирующие поставщики не должны конкурировать с независимыми поставщиками услуг. Планируется, что необходимая правовая база для этого появится уже в текущем году. Не настроена система госрегулирования – как в тарифах, так и в управлении отраслью. Государство должно отказаться от прямого вмешательства в ценообразование.

    После упразднения «РАО ЕЭС России» в стране закончилась и единая техническая политика. В этих условиях продолжается старение энергетического оборудования, нарастает технологическое отечественной энергетики отставание от мирового уровня. Чтобы преодолеть все эти препятствия, необходимо вывести реформы на новый виток. Оратор предложил ряд конкретных мер, способствующих развитию конкурентных механизмов ценообразования, привлечению в отрасль инвесторов и повышению надежности и долгосрочной устойчивости энергетики. В то же время он отметил, что сегодня российская электроэнергетика находится на распутье. Исходя из сложившихся условий, у нее есть три варианта развития: продолжение рыночных реформ (дальнейшая приватизация компаний и либерализация рынка), создание искусственного симбиоза – не рынок и не государственная энергетика, а также возврат к государственной электроэнергетике. Какой из вариантов будет реализован? Пока неясно. Но лучше, если бы рыночные реформы продолжились. Это будет способствовать решению многих вопросов, в том числе и грамотному, динамичному развитию интеллектуальной энергетики.

    Модернизация – необъемлемая часть интеллектуализации энергетики. Но она связана с большими затратами. На масштабную реконструкцию электроэнергетическому сектору России требуется 114 миллиардов рулей (362 млрд. долл. США). Откуда их взять? Источники попытался указать начальник финансирования проектов в энергетике «Газпромбанка» Павел ШЕВЧЕНКО.

    О том, как реализуется программа построения интеллектуальной сети в России, рассказал директор по инновационному развитию ФСК Владимир СОФЬИН. Он подчеркнул, что интеллектуализация высоких и распределительных сетей должна идти параллельно, поскольку электроэнергетики должны предоставлять потребителю комплексные услуги.  ФСК реализует ряд комплексных пилотных проектов, базовым условием которых является безопасность и надежность энергоснабжения. В то же время эксперт отметил, что Федеральная сетевая компания нацелена на создание активно-адаптивных сетей верхнего уровня. Мирового опыта в этой области пока нет, либо он еще не обобщен. Все, о чем говорят зарубежные специалисты, пока сводится к Смарт Митрингу (интеллектуальный учет), а нам нужно нечто другое.

    Общей для всех стран мира, занимающихся вопросами построения интеллектуальной энергетики, остается проблема безопасности. Смарт Грид требует огромных вложений в безопасность, подчеркнул директор по исследованию и развитию компании «Европейская Сеть для кибербезопасности» (Нидерланды) Клаус КУРСАВЕ. Исследования его компании показали, что меры по защите интеллектуальной сети кардинально отличаются от мер защиты обычных сетей. В случае Смарт Грид защищать нужно не процесс передачи электроэнергии, а процесс передачи данных. К. Курсаве привел ряд примеров, когда из-за ошибок энерго- и коммуникационных компаний, а также из-за кибератак, из строя выходили крупные электростанции, обрушивались целые энергосистемы. Он также сообщил о том, что накопленный опыт заставляет электросетевые компании серьезно задумываться над тем, оправдывают ли себя громадные затраты на безопасность? В каких случаях построение интеллектуальной сети экономически обоснованно, а в каких ее создание оставить до лучших времен? В связи с этим, возникает вопрос о необходимости создания индивидуальных моделей и обоснований строительства Смарт Грид для каждой страны, для каждой энергосистемы.

    В рамках конференции было затронуто немало и других аспектов развития технологии Смарт Грид, о которых мы постараемся рассказать в ближайших номерах журнала «Электроэнергия. Передача и распределение».