• 23.10
    2012

    В поисках инноваций

    Проблемы реализации инновационных программ российских и зарубежных энергокомпаний обсудили участники панельной дискуссии, состоявшейся  в первый день Международного электроэнергетического форума UPGrid «Электросетевой комплекс. Инновации. Развитие». В обсуждении приняли участие российские и зарубежные специалисты, руководители профильных ведомств и крупнейших энергетических  и электротехнических компаний.

    Как отметил заместитель министра энергетики РФ Михаил Курбатов, с 2010 года, выполняя поручение президента России, крупные электросетевые компании приступили к реализации инновационных программ. Большинство из них существенно увеличили инвестиции в инновационную деятельность, то есть в сети будущего. Однако инновационное направление применительно к электросетевому комплексу, имеет свои особенности. В частности, сетевые компании являются не производителями, а потребителями инноваций, поэтому их задача только исследовать и тиражировать инновации, находить рациональные предложения, наиболее полно отвечающие интересам электросетевой компании и потребителей электроэнергии.

    – И вот здесь возникает вечный вопрос: где брать инновации?– говорит первый заместитель председателя Правления ОАО «ФСК ЕЭС» Роман Бердников. Поиск инноваций – процесс непростой. Одни компании отказываются передавать инновационные продукты даже на приемлемых условиях, другие предлагают «полуфабрикаты», доведение которых до кондиции требует много труда и средств, третьи вообще пытаются сбыть разработки, которые сетевикам в принципе не нужны. ФСК ЕЭС рассматривает только жизнеспособные, применимые к практике проекты.

    Каждая сетевая компания консервативна по своей сути, пояснил Р. Бердников. Она не позволит себе внедрять инновации любой ценой. Это объясняется тем, что сетевая организация выполняет основную свою задачу: обеспечивать надёжное энергоснабжение потребителей. Каким образом это делается, потребителя не интересует. А внедрение инновационного продукта снижает надёжность энергоснабжения сразу на 10%. Поэтому новинки ФСК отрабатывает только на тех пилотных проектах, где есть хорошее резервирование.

    Вторая проблема, связанная с внедрением инноваций – их стоимость. В конечном счёте, цена инновации закладывается в тарифы, которые и без того непомерно высоки. ФСК проводит политику поиска жизнеспособных и вразумительных по ценам инновационных продуктов.

    – Инновации – это хорошо и плохо для рынка, – считает вице-президент  Cisco в России и странах СНГ Павел Бетсис. Сейчас весь мир вступил в период обновления электроэнергетического хозяйства. Так уж совпало. Но никто не внедряет инновации любой ценой, понимая, что они подстегивают рост тарифов. А потребителю это не нужно. Все понимают: любая инновация – это риск. Только одна из десяти появляется н рынке. И то лишь тогда, когда на неё возникает спрос со стороны электроэнергетической компании.  Поэтому на первый план выходит вопрос управления тарифами. Федеральная и региональные сетевые организации должны работать на снижение темпов роста тарифов, а не наоборот.

    В ходе дискуссии были затронуты и другие аспекты проблемы, о которых мы расскажем в одном из ближайших номеров журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение».