• 25.09
    2012

    Обсуждение механизмов внедрения малой генерации

    В России формируется новая модель энергоснабжения потребителей. Она предполагает активное развитие малой распределённой и возобновляемой энергетики, которая станет существенным дополнением большой энергетики и позволит устранить проблемы и недостатки, характерные для модели централизованного электроснабжения.

    Перспективам развития малой распределённой и возобновляемой энергетики в Российской Федерации был посвящён круглый стол, состоявшийся вчера в Государственной Думе по инициативе Комитета Госдумы по энергетике, на который был приглашён представитель журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение».

    В ходе заседания прозвучали разные, порой диаметрально противоположные мнения о механизмах внедрения малой распределённой и возобновляемой энергетики (МРВЭ)в энергосистему страны, условиях подключения к электросетям объектов ВИЭ и распределённой генерации, а также о тарифах на электрическую и тепловую энергию, получаемую с объектов малой генерации.

    Председатель комитета Государственной Думы по энергетике Иван Грачёв подчеркнул, что, несмотря на реформы и создание законодательства по энергетике, мы не можем похвалиться нормальной ситуацией в электроэнергетической отрасли: цены на электроэнергию растут, эффективность и качество энергоснабжения далеки от совершенства, а конкуренция на рынке минимальная. Возможно, малая распределённая энергетика станет одним из наиболее мощных факторов, способствующих решению этих и многих других вопросов.

    Малая энергетика уже заняла достойное место в энергосистемах Европы и Америки. В последние годы она укрепляет свои позиции и в России. Однако развивается этот сектор хаотично, что приводит к необоснованному росту тарифов и сложностям, связанным с присоединением к распределительным сетям и управлением ими.

    Раньше считалось, что малая энергетика негативно влияет на большую. Теперь мы видим, что это не так, отметил председатель подкомитета по малой энергетике Комитета Госдумы по энергетике Сергей Есяков. Он подчеркнул, что две трети территории России – это удалённые и труднодоступные районы, не подключённые к централизованной системе электроснабжения. Именно здесь нужна распределённая и возобновляемая энергетика. Главные преимущества МРВЭ – близость к потребителю и распределительным сетям. Необходимо скорректировать  Генеральную схему размещения энергообъектов с учётом внедрения объектов малой генерации. В действующей схеме этот вопрос проработан недостаточно.

    Объекты малой генерации должны быть связаны перемычками между собой и с большими сетями.

    Необходимо также уйти от раздельного развития тепло- и электроснабжения. В Минэнерго следует создать какую-то «точку», в которой обе эти энергии могли бы сходиться.

    Представитель Минэнерго РФ Мария Шилина отметила, что в изолированных системах страны есть все предпосылки для развития распределённой энергетики. Она рассказала о том, какие усилия предпринимает министерство для развития МРВЭ, а также отметила, что в условиях растущего спроса на малую генерацию возникает задача локализации производства оборудования для ВИЭ на территории нашей страны. Пока же необходимые технологии и оборудование завозятся из-за рубежа.

    Свое видение проблемы представили генеральный директор Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике и сопредседатель Технологической платформы «Малая распределенная энергетика» Игорь Кожуховский и заведующий лабораторией возобновляемых источников энергии ОИВТ РАН Олег Поппель. И. Кожуховский, в частности, отметил, что системное расширение доли малой генерации потребует изменения морфологии электросетей. О возможных ценовых последствиях развития распределённой генерации сообщила заместитель начальника Управления регулирования электроэнергетической отрасли ФСТ России Светлана Гудкова. А заместитель начальника департамента ВИЭ «РусГидро» Дмитрий Смолин заявил о том, что нужно сегодня уже подумать о том, какую цену заплатит потребитель за поддержку ВИЭ?

    Малая энергетика играет вспомогательную роль по отношению к большой. Однако себестоимость киловатта здесь весьма высока. И конечная цена для потребителя может оказаться неподъёмной.

    Далеко не все участники заседания считают, что для возобновляемой энергетики должны создаваться какие-то особые условия, ведь оплачивать их придётся в первую очередь промышленным потребителям. В частности, Договор о предоставлении мощности (ДПМ) для распределённой энергетики вводить категорически не следует, заявил председатель Наблюдательного совета НП «Сообщество потребителей энергии» Александр Старченко. «Введение ДМП на практике будет означать дополнительную нагрузку на всю российскую промышленность, – сказал он. – Почему мы должны платить по повышенному тарифу, чтобы РусГидро заработало на возобновляемых источниках? Или чтобы заработали солнечные заводы Вексельберга? Не нужно превращать бизнес в богадельню. И отечественная промышленность не обязана оплачивать такую квази-инновационную активность».

    Заместитель председателя правления ОАО «СО ЕЭС» Юрий Опадчий заострил внимание собравшихся на системных эффектах, которые ожидаются в области управления энергопотоками и резервирования энергии при подключении к действующим и новым электрическим сетям объектов малой генерации. Он подчеркнул, что в условиях развития малой генерации для поддержания надёжного энергоснабжения потребителей потребуются колоссальные вложения в сети. Это непременно найдёт своё отражение в тарифах на электроэнергию.

    Подводя итоги заседания, глава думского комитета по энергетике Иван Грачёв заметил, что в сфере малой распределённой энергетики есть много неоднозначных вопросов и проблем. Но есть и вещи совершенно бесспорные. Именно они и были отражены в рекомендациях Правительству РФ, Комитету ГД по энергетике, региональным и муниципальных органам исполнительной власти, принятых участниками дискуссии по итогам круглого стол».