• 1.12
    2011

    Итоги Всероссийской конференции «Энергоэффективность: опыт и перспективы». Реализация Федерального закона №261

    Со времени принятия Федерального закона №261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» прошло два года. И всё это время законодатели, эксперты, руководители промышленных предприятий и бюджетных организаций, представители региональной и муниципальной власти пытались и пытаются ответить на вопрос – как его реализовать?

    Как показывает практика, Закон об энергосбережении и повышении энергоэффективности не только вступает в противоречие с другими нормативно-правовыми актами, но и сам нуждается в серьёзной коррекции.

    О том, на какие моменты законодателям необходимо обратить внимание, какие поправки нужно принять, чтобы такой нужный стране Закон, наконец, нормально заработал, постарались выяснить участники Всероссийской конференции «Энергоэффективность: опыт и перспективы», прошедшей вчера на базе Корпоративного энергетического университета (КЭУ). Организаторами конференции выступили Совет Федерации РФ (СФ), Министерство энергетики РФ, КЭУ. Генеральным информационным партнёром мероприятия стал журнал «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение», генеральным интернет-партнёром – портал RusCable.Ru.

    Открывая конференцию, генеральный директор НП «Корпоративный и образовательный центр Единой энергетической системы» Сергей Мищеряков отметил, что совершенствование законодательства в области энергосбережения должно идти в соответствии с реальными потребностями участников процесса. Вопрос энергосбережения касается всех и каждого. Поэтому реализация поставленных задач должна идти предельно взвешенно и грамотно.

    Между тем, двухлетний опыт показывает, что этого как раз-таки и не хватает.

    Ответственный секретарь научно-экспертного совета при рабочей группе СФ по мониторингу практики применения №261-ФЗ, председатель правления «Национального союза энергосбережения» Андрей Романчук напомнил, что, несмотря на все попытки переломить ситуацию, энергоёмкость российской экономики вдвое превышает энергоёмкость развитых государств. Такая ситуация опасна тем, что при вступлении в ВТО и без того невысокая конкурентоспособность вообще сойдёт «на нет».

    Чтобы этого не случилось, необходимо сосредоточиться на приоритетных направлениях реализации программных задач в области энергосбережения и энергоэффективности.

    Одним из самых болезненных вопросов нынешнего этапа остаётся проведение энергоаудита зданий и сооружений. С одной стороны, в качестве проведения энергоаудита не заинтересованы заказчики – главным ориентиром для них на тендерах по выбору аудиторской компании становится цена. Чем дешевле – тем лучше. С другой стороны, качество подготовки энергоаудиторов оставляет желать много лучшего. Всего 20% от общего числа аудиторов имеют опыт проведения обследований. Часто у аудиторских компаний нет лабораторной базы, нет методических рекомендаций по проведению аудита, нет представления, что нужно делать.

    – Для того, чтобы подготовить высококлассного энергоаудитора требуется не один год, – подчеркнул член президиума НЭС, генеральный директор ЗАО ПФК «СКАФ» Сергей Шимко. – Но даже после этого не каждый может стать настоящим профессионалом в силу личностных качеств. У нас же на обучение энергоаудитора отводится 72 часа. Хорошо, что сейчас ситуация меняется – подготовка специалистов по энергоаудиту будет занимать поначалу 105, затем 500 часов.

    Основной базой подготовки энергоаудиторов должен стать Корпоративный энергетический институт, считает председатель научно-экспертного совета при рабочей группе СФРФ Леонид Рокецкий. Но бизнес должен оказать поддержку университету на данном этапе. Следующий год для КЭУ обещает быть очень нелёгким в материально-техническом плане. Нужно помочь выстоять. Нельзя потерять такую уникальную образовательную площадку для специалистов в области энергетики.

    Участники конференции коснулись многих неострых вопросов – необходимости объединения энергоаудиторских и сервисных компаний, затягивания сроков проведения процедур по экспертизе результатов обследования и финансирование работ, что затягивает начало энергосберегающих мероприятий.

    Качество паспортов энергоэффетивности такое, что в этом году экспертизу в Минэнерго России прошли всего 6 паспортов из тысячи поступивших.

    Выступающие отмечали, что нужны программные комплексы, позволяющие формализовать работу аудиторских компаний. Нужно разработать стандарты результатов аудиторской работы.

    Цены на аудит должны быть нормированы и учитывать результаты работ. А заказчик должен понимать, сколько стоит аудит и когда он получит реальные результаты от проведения мероприятий.

    Вице-президент, руководитель аппарата Национального объединения СРО в области энергетического обследования Леонид Питерский со своей стороны отметил, что заказчик, нанимая энергоаудитора, зачастую даже не удосуживается посмотреть, имеет ли он право проводить энергоаудит. Бюджетные организации стараются экономить и нанимают кого попало. Некоторые заказчики настаивают, чтобы у них провели аудит дистанционно. Большая проблема ещё и в том, что единых требований к аудиторским компаниям до сих пор не выработано. По законодательству СРО не может не принять компанию в свои ряды, если она формально соответствует нормам закона о СРО. Кроме того, по закону один и тот же аудитор может проводить энергообследование как коровника, так и крупного предприятия. «Мы проводим опрос среди специалистов, необходимо ли введение требований к энергоаудитору, в зависимости от того, какие объекты он обследует,– сказал спикер.– Очень важно знать, какой технической базой располагает аудиторская компания».

    В рамках конференции работала выставка технических средств, без которых аудитор просто не имеет права приходить на обследование объекта. Весь этот арсенал представила компания ТЕХНОАС из Коломны, которая занимается разработкой и производством контрольно-измерительных приборов.

    По итогам конференции участники приняли резолюцию, в которой изложили свои предложения по совершенствованию законодательно-правовых актов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.