• 14.09
    2011

    Журнал «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» принял участие в работе заседания «Делового клуба на Тверской»

    В общем объёме нарушений антимонопольного законодательства более половины приходится на электроэнергетические компании. Об этом заявил заместитель главы Федеральной антимонопольной службы РФ Анатолий ГОЛОМОЛЗИН в ходе закрытого заседания «Делового клуба на Тверской». На вопрос корреспондента журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение», какие нарушения электрокомпании допускают чаще всего, он сообщил, что после реформирования РАО «ЕЭС России» в стране резко возросла доля претензий, связанных с нарушением конкуренции. До реформирования электроэнергетического комплекса основной проблемой было ущемление интересов контрагентов со стороны энергетических компаний. Это и понятно: рынок был монопольным, на нём работали вертикально интегрированные структуры, у которых были «свои» потребители, не имевшие права выбирать поставщиков электроэнергии по собственному желанию. Такая вот разновидность рабства.

    Сейчас ситуация изменилась: оптовый рынок стал конкурентным. Однако он поделён между действующими игроками. И если на него пытается выйти в качестве покупателя какая-либо новая сбытовая компания – её просто не пускают гарантирующие поставщики – сетевые, либо крупные сбытовые компании. Инструментов для того, чтобы не допустить потенциального конкурента на рынок, достаточно, и участники рынка этим успешно пользуются. Они могут под разными предлогами не подписывать перечень средств измерения будущему игроку, либо отказывать ему в соглашении об информационном обмене, могут создать и другие препятствия.
    На розничных рынках также идёт подковёрная конкурентная борьба. Большинство действий крупных сбытовых компаний традиционно связаны с необоснованным отказом в сотрудничестве, созданием дискриминационных условий и т.д.

    Треть нарушений антимонопольного законодательства в области электроэнергетики связана с технологическим присоединением новых потребителей. Сегодня вопросы технологического присоединения детально прописаны в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (в ред. постановлений правительства РФ от 21.03.2007 N 168,от 14.02.2009 N 118, от 21.04.2009 N 334), которые являются составной частью «Правил недискриминационного доступа к рынкам…». В связи с этим обиженным потребителям легче стало обращаться в антимонопольную службу со своими жалобами, а ФАС, опираясь на солидную нормативно-правовую базу, может быстрее выносить соответствующие решения в отношении электросетевых структур.

    Кстати, по словам А. Голомолзина, примерно 15% жалоб на электросетевые компании, связанных с отказами по присоединению к сетям, признаются антимонопольной службой необоснованными.

    Однако надо иметь в виду: отказ сетевой компании в техприсоединении из-за отсутствия технологических возможностей не может считаться обоснованным. Дело в том, что в тарифе на электроэнергию заложена инвестиционная составляющая, которую компании должны направлять на развитие сетей. Таким образом, в срок, установленный Правилами техприсоединения, электросетевая компания обязана выполнить заявку потенциального потребителя, подготовить к этому времени свои мощности. Если этого не сделано, то электроэнергетикам грозят санкции за необоснованный отказ.