• 20.12
    2010

    В честь 95-летия со дня рождения Боголюбова В.Е., профессора кафедры ТОЭ МЭИ

    15 декабря 2010 г. в Московском энергетическом институте уже в 8-й раз прошли чтения, посвященные Валентину Евгеньевичу Боголюбову – д.т.н., профессору кафедры Теоретических основ электротехники (ТОЭ) МЭИ, а в последствие иеросхимонаху Моисею – одному из почитаемых старцев Русской православной церкви. В год 95-летия со дня его рождения на чтениях «Научная и духовная картина мира» выступили заведующий кафедрой ТОЭ МЭИ, д.т.н., профессор, член-корреспондент РАН П.А.Бутырин, заслуженный деятель науки России д.т.н., профессор, протоиерей А.И. Половинкин, к.т.н., протоиерей К.Татаринцев, к.в.н., профессор Военного университета Минобороны РФ, генерал-майор А.В.Черкасов, к.и.н., доцент МГОУ Розина О.В., к.т.н., доцент МЭИ В.В. Скибенко, писатель-публицист А.А.Яковлев-Козырев, к.т.н. директор Центра исследований духовного наследия России Института экономических стратегий РАН Л.М.Миронов и др.

    Активное возрождение религиозной жизни в России, возрождение, начиная со школы, православной культуры требуют осмысления поля взаимодействия между религией и наукой, научным и религиозным сообществами. Во вступительном слове к собравшимся ведущий чтения П.А.Бутырин применительно к высшей технической школе в качестве такого поля назвал этос науки, морально-нравственные вопросы воспитания студентов и молодых сотрудников вузов, содержание дисциплин социально-гуманитарной направленности, а также те вопросы технических дисциплин, которые непосредственно затрагивают бытие (экология, безопасность и т.д.).

    П.А. Бутырин, заведующий кафедрой ТОЭ МЭИ, д.т.н., профессор, член-корреспондент РАН

    П.А. Бутырин, заведующий кафедрой ТОЭ МЭИ, д.т.н., профессор, член-корреспондент РАН

    Из доклада П.А. Бутырина «ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВО ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН: ПРОБЛЕМА ОТЦОВ И ДЕТЕЙ»:

    Развитие общества и техники происходит в глубокой взаимосвязи и взаимообусловленности. Начнем с гуманитарных вопросов. До революции в ценностных установках старшеклассников первое место занимала профессия учителя, после революции – инженера. Интересна и материальная подоплека этих предпочтений. Так в 1885г. годовая зарплата ректора технического института – 5000 руб. равнялась зарплате губернатора, а зарплата профессора – 3000 руб., доцента – 1500 руб. , учителя в школе – 365 руб. существенно превышали среднедушевой доход в России – 90 руб. Заметим, что равенство зарплат высших чиновников и профессоров (разумеется без учета социального пакета) сохранялось на протяжении более ста лет (исключая годы бедствий). Так, зарплата заместителя министра СССР и зарплата профессора перед перестройкой равнялась 600 руб. в месяц. Главным в гуманитарной компоненте высшего технического образования в дореволюционной России был закон Божий (или богословие), а в послереволюционной – марксистско-ленинское учение с квазихристианскими ценностями, патриотизм же пропитывал весь образовательный процесс.

    Содержание социально-гуманитарного цикла в современном высшем техническом образовании эклектично, не ориентировано на традиционные ценности и воспитание патриотизма. При вдумчивом знакомстве с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, например, по направлению «Электроэнергетика и электротехника», которые составлены в соответствии с «болонскими идеями», особенно удручающее впечатление оставляет магистрский стандарт. Он отличается минимальным предметным наполнением и перенасыщением различными предпринимательско – управленческими «компетенциями». Каким образом в вузе сформировать эти психолого-физиологические характеристики личности, как затем инструментально проверить их наличие и почему им в стандартах уделяется большее внимание, чем предметному содержанию (разве магистр это управленец?) совершенно не понятно. Интересно, что в Европе срок завершения «болонских» реформ был недавно отодвинут с 2010 на 2020г. и только в 10 странах эта система (в части бакалавриата) полностью внедрена. Основным инструментом модернизации европейского образования сейчас является не организационный, а педагогический подход, абсолютно отсутствующий в системе российских образовательных реформаторов.

    А.И. Половинкин и Е.Н. Гусева

    А.И. Половинкин и Е.Н. Гусева

    Каков же итог недофинансирования высшего технического образования и поспешного его реформирования по «болонским лекалам»?  Подробности читайте в ближайшем выпуске журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение».